ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ АНКЕТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ PR

26 марта 12:35

В отличие от других форм социологического исследования, экспертный опрос требует от интервьюера владение достаточной компетентности в изучаемом предмете, знание терминологии, сохранение деликатности и вежливости.

Распространенной формой анкетирования в современной практике PR является экспертный опрос. Для повышения его надежности и эффективности он проводится вместе с какой-либо другой формой социологических исследований. Предполагается, что в экспертном опросе в качестве респондентов выступают эксперты-профессионалы, которые наиболее компетентны в поставленных в вопроснике проблемах. Экспертный опрос позволяет специалистам оперативно получать глубокие и всесторонние ответы на интересующие их вопросы в той или иной сфере. Что же касается принципов подбора экспертов, то в каждом случае они вытекают из задач проекта. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования.

В практике экспертный опрос используется в следующих случаях:

— для прогноза развития того или иного явления;

— для оценки степени достоверности массового опроса;

— для сбора предварительной информации о проблеме исследования;

— в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или не эффективен.

Главными критериями отбора экспертов являются их компетентность и авторитетность в определенной сфере деятельности. Исходя из этого численность и представительность группы респондентов при использовании данной методики оценивается не столько количественными, сколько качественными показателями.

В большинстве случаев, как правило, основными инструментами экспертного опроса являются анкета и бланк-интервью. В таких опросах проще использовать открытые формулировки, так как с закрытыми вопросами интервьюер не добьется желаемого эффекта.

Достоинством экспертных методов является их относительная простота, применяемость для анализа и прогнозирования практически любых ситуаций, в том числе в условиях неполной информации. Важной особенностью этих методов является возможность прогнозировать качественные характеристики рынка, например, изменение социально-политического положения на рынке или влияние экологии на производство и потребление тех или иных товаров.

К очевидным недостаткам относятся: возможный субъективизм мнений экспертов и ограниченность их суждений.

Таким образом, на практике экспертный опрос можно использовать в различных сферах деятельности, целенаправленность которого в большей степени относится к прогнозированию и уточнению гипотез. Помимо этого, экспертный опрос позволяет специалистам оперативно получать глубокие и всесторонние ответы на интересующие их вопросы в той или иной сфере.

Литература:

  1. Исследования в связях с общественностью [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advschool.ru/articles/article1047.htm
  2. Опрос экспертов: особенности, функции, достоинства и недостатки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socupr.blogspot.com/2009/11/blog-post_22.html?m=1
  3. Экспертный опрос [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studref.com/324797/marketing/ekspertnye_oprosy