В современных условиях развития международной торговли известно большое число способов борьбы за внешние рынки, дающих возможность преодолеть сильнейшую конкуренцию и завоевать потенциального потребителя.
Под конкуренцией с позиции экономики понимается борьба между экономическими субъектами за максимально результативное применение факторов производства. В тоже время эффективность использования факторов производства можно обозначить понятием конкурентоспособность.
Так, Фатхутдинов Р.А. предлагает под конкурентоспособностью понимать свойство объекта, характеризующееся уровнем реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности в сопоставлении с аналогичными объектами, представленными на рынке [6].
Ученые Романов А.Н., Синько В.И., Магометов Ш.Ш. трактуют конкурентоспособность как концентрированное выражение всего комплекса потенциалов страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Они сходятся во мнении, что конкурентоспособность товара обусловливается набором только тех конкретных свойств, которые представляют бесспорный интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение потребности [7].
В настоящем исследовании под конкурентоспособностью будем понимать оцененное субъектами внешней среды превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, способность в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене товары-конкуренты [3].
Рассматривая международный масштаб деятельности, важно установить сущность категории «международная конкурентоспособность». На сегодняшний день международной конкурентоспособностью в общем виде трактуется как обладание свойствами, формирующими преимущества для субъекта соревнования на мировом рынке вне зависимости от изменения факторов внешней среды. Обладателями этих свойств, то есть непосредственно конкурентных преимуществ, выступают различные виды продукции, организации и предприятия, их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения, и даже отдельные страны или их объединения, осуществляющие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений [1].
К международным относятся те организации, сфера производственной и коммерческой которых распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая уровень конкурентоспособности такой компании, важно учитывать ключевые факторы конкурентоспособности ее продукции, самой компании и страны базирования. Перейдем к рассмотрению этих факторов с помощью рисунка 1[4].
Таким образом, конкурентоспособность продукции представляет собой набор характеристик товара и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей, по уровню расходов на его приобретение и использование.
Рисунок 1. Факторы конкурентоспособности товаров
Факторы конкурентоспособности предприятия подразделяются на внешние, влияние которых в меньшей степени зависит от компании, и внутренние, определяемые руководством компании (рис. 2., рис. 3.).
Риунок 2. Внешние факторы конкурентоспособности
Рисунок 3. Внутренние факторы конкурентоспособности
Потенциалы непосредственного влияния компании на факторы внешней среды ограничены, так как они воздействуют объективно по отношению к организации.Реальные потенциалы обеспечения конкурентоспособности компании находятся в области влияния факторов внутренней среды [2].
Конкурентоспособность страны базирования международной компании находится в зависимости от следующих ключевых факторов:
— степень экономического развития государства;
— степень развития инфраструктуры в стране;
— развитие научного и технологического потенциала;
— амортизационная налоговая, финансовая и кредитная политика;
— система государственного страхования;
— государственная система стандартизации и сертификации продукции;
— участие в международном разделении труда, разработке финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности компании [5].
Таким образом, конкурентные позиции организации на международном рынке в стратегическом плане основываются на таких фундаментальных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и потенциалы самой фирмы, конкурентные условия отрасли, национальные факторы.
В практике менеджмента выявлено несколько путей повышения конкурентоспособности международной организации. К ним относятся:
— постоянное использование нововведений;
— проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей;
— поддержание контактов с научно-исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции;
— регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий [4].
Используя эти направления, международная организация сможет повысить уровень своей конкурентоспособности и укрепить финансовую устойчивость.
Вместе с тем, устойчивое повышение уровня конкурентоспособности международной организации может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех вышеперечисленных детерминантов конкурентоспособности.
Список литературы:
1.Береговая И.Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / И.Б. Береговая // Символ науки. — 2015. — №12-1, — С.90-93.
2.Нуримбетов, Р.И. Факторы конкурентоспособности в условиях рынка / Р.И. Нуримбетов // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — №8-3, — С.343-347.
3.Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия / Т.М. Плотицина // Вестник ТГТУ. — 2010. — №1. — С.205-211.
4.Смирнова, Е.С. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности и возможности его использования в российских условиях / Е.С. Смирнова // Современная конкуренция. — 2010. — №6. — С.27-42.
5.Спиридонова, Г.В. Международная конкурентоспособность: понятие, сущность и модели основных международных конкурентных стратегий / Г.В. Спиридонова // Всероссийский журнал научных публикаций. — 2013. = №1 (16). — С. 33-36
6.Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия — М.: Юрайт, 2004.
7.Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основныепонятия/ В. Синько // Стандарты и качество. 2013.