Роль маркетинга в сфере образования

8 февраля 6:19

В современном мире одну из важнейших ролей играет высшее образование, так как помимо основной задачи—формировании будущих специалистов, оно обеспечивает еще и экономический рост, развитие умения коммуницировать с людьми, а в долгосрочной перспективе даже социальную стабильность.    Основной целью высших учебных заведений является доступность для большинства слоев населения, качество предоставляемых услуг и их эффективность. За этими факторами необходимо постоянно следить, чтобы у них были высокие показатели, так как это, как уже говорилось ранее, основные задачи, формирующие общую картину.

В настоящее время спрос на образование достаточно высок, хотя и появляются все больше и больше различных курсов, которые идут гораздо меньше по времени и по итогу человек получает сертифицированный диплом, но работодатели продолжают выбирать людей с привычным для нас всех дипломом бакалавриата или магистратуры. А так как спрос высок, высокая и конкурентность на этом рынке, поэтому в данных условиях вузам приходиться искать пути повышения конкурентоспособности. Использование маркетинга в сфере высшего образования для повышения качества и расширения спектра образовательных услуг, способствует удовлетворению ряда потребителей таких услуг и, в конечном счете, повышению уровня образования в российском обществе. [1]

Маркетинг в сфере высшего образования—это особый вид деятельности, который направлен на удовлетворение различных потребностей и нужд потребителей в услугах, предоставляемых вузами.

Образовательная услуга—необычный продукт, поэтому не всегда легко его продвигать, для того вуз сам должен иметь высокую оценку, конечно же, быть аккредитованным, выпускать успешных специалистов, которые востребованы на рынке труда и много другое. Помимо всего прочего, высшие учебные заведения должны сами заниматься подбором высококвалифицированного персонала и справляться с финансовыми проблемами.

Основными функциями маркетинга в целом являются: аналитическая функция, производственная функция, сбытовая функция (функция продаж), функция управления, коммуникаций и контроля. [2] Если выполнять все эти функции, то маркетинговая коммуникация, вероятнее всего, сложится удачно для всех. Но функции маркетинга в университете немного другие и расширенные, рассмотрим их подробнее:

Функции маркетинга в университете включают в себя:
— формирование предложения;
— производство (оказание) и продвижение на рынке образовательных услуг и товаров;
— формирование спроса и стимулирование сбыта образовательных услуг;
— осуществление ценовой политики на платные услуги;
— организация и проведение маркетинговых исследований;
— прогнозирование, выявление перспективных образовательных услуг и необходимость их обновления;
— определение объема, качества, «ассортимента» и сервиса образовательных услуг;
— анализ и повышение конкурентоспособности образовательного учреждения;
— разработка стратегии маркетинговой деятельности в университете, и организация ее   реализации. [4]

          В маркетинге в сфере образования речь идет не только о получении максимальной прибыли, гораздо более значимой целью является повышение имиджа организации, в глобальном плане маркетинг в образовательной сфере повышает уровень образованности общества, что, в итоге, приводит к положительным тенденциям в стране.

Таким образом, можно сделать вывод, что маркетинг в сфере образования это одна из важнейших ветвей повышения узнаваемости, ценообразования и конкурентоспособности вуза. Если брать на вооружение все функции маркетинга, которые мы выделили ранее, и внедрять их в образовательную среду, то, скорее всего это может способствовать повышению качества образования и устойчивому положению вуза в условиях рыночных отношений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Маркетинговая деятельность учреждения профессионального образования [Электронный ресурс] URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/103/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82-%D1%82%D1%8C_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4.%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84.%D0%BE%D0%B1%D1%80-%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  2. Маркетинг. Основные функции маркетинга. Маркетинг на предприятии. [Электронный ресурс] URL: http://www.ereport.ru/articles/firms/mktng.htm
  3. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах [Электронный ресурс] URL: https://dis.ru/library/525/21929/
  4. Роль маркетинга в сфере высшего образования [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-marketinga-v-sfere-vysshego-obrazovaniya
  5. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования [Электронный ресурс] URL: https://na-journal.ru/2-2018-gumanitarnye-nauki/1117-sushchnost-i-osobennosti-marketinga-v-sfere-obrazovaniya

 

LIST OF SOURCES USED

  1. Marketing activity of a vocational education institution [Electronic resource]URL:http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/103/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82-%D1%82%D1%8C_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4.%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84.%D0%BE%D0%B1%D1%80-%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  2. Marketing. The main functions of marketing. Marketing at the enterprise. [Electronic resource] URL: http://www.ereport.ru/articles/firms/mktng.htm
  3. Marketing approaches to the study of the needs for goods and services in universities [Electronic resource] URL: https://dis.ru/library/525/21929/
  4. The role of marketing in higher education [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-marketinga-v-sfere-vysshego-obrazovaniya
  5. The essence and features of marketing in the field of education [Electronic resource] URL: https://na-journal.ru/2-2018-gumanitarnye-nauki/1117-sushchnost-i-osobennosti-marketinga-v-sfere-obrazovaniya