МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ «ПЕРВОГО КАНАЛА»

21 мая 10:02

Успешность проведения маркетинговых исследований зависит от качества, своевременности и актуальности данных, а качество результатов в свою очередь – от методов и приемов, которые применяются для сбора данных [1]. Для предварительного анализа рынка и общей оценки ситуации проводиться сбор вторичной информации посредством кабинетных исследований, а одним из эффективных и гибких методов получения достоверной первичной информации является анкетирование. Это наиболее распространенный метод сбора первичных данных, подходящий для любого вида исследования. Этот метод также иногда называют методом общения, так как данные в основном собираются путем общения с респондентами, любо через устный опрос, либо с помощью вспомогательных средств, таких как: телефон, почта, Интернет и т.д.

На сегодняшний день российский рынок телевидения находится в неоднозначном положении, так как новейшие технологии и развитие сети Интернет угрожают доминированию эфирного телевидения. Однако это касается в большей мере крупных городов, в отдаленных уголках страны, и чем дальше от столицы, тем положение эфирного телевидения остается более стабильным. По прогнозам аналитиков, ситуация в регионах останется прежней в ближайшие 5-6 лет, если темпы технологического развития радикально не изменятся.

В настоящее время телекомпания «Первый Канал» является не только самым масштабным, так как телеканал транслирует свои программы на довольно большую территорию, но и самым популярным и известным федеральным каналом страны. Это второй по возрасту телеканал Российской Федерации (после петербургского «Пятого канала») [2]. Аудиторная доля компании входит в тройку лидеров, среднесуточная доля составляет – 13,1%. В основном «Первый Канал» смотрят семейные люди, со сложившимися увлечениями и привычками, однако, в последнее время руководство телеканала стало «делать ставку» на привлечение молодых людей. Данный телеканал постоянно работает над расширением жанров программ, тем самым увеличивая целевую аудиторию, привлекается новая категория населения – подростки, молодежь.

В основе вещания компании находятся информационные, развлекательные и познавательные программы, российские и зарубежные фильмы, документальные программы, ключевые спортивные матчи, некоторые авторские передачи и многое другое. Жанровое наполнение канала представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Жанровое наполнение «Первого Канала»

 

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сказать, что в настоящий момент, как и было отмечено ранее, компания ориентирована на привлечение молодого зрителя, так как 47% времени занимают развлекательные передачи. На втором месте находятся кинопрограммы, в число которых входят новые кинопремьеры, зарубежные и отечественные кинокартины, а также авторские проекты и биографические фильмы. Замыкают тройку вещания новостные передачи, так как компания является лидирующим федеральным каналом страны и готова в любой момент времени и практически из любой страны транслировать репортажи и основные события, которые происходят не только в стране, но и в мире в целом.

Также с помощью доступной вторичной информации была проанализирована динамика рейтинга «Первого Канала», которая показала рост зрительского интереса в вечерние часы. Традиционно канал включает в свое эфирное время вечерние новости в 21:00 по московскому времени, опираясь на динамику рейтинга просмотров [3].

Рисунок 2 – Динамика рейтинга «Первого Канала»

 

Анализируя современный рынок телевизионных СМИ, следует упомянуть и основных конкурентов «Первого Канала». На сегодняшний день основными конкурентными компаниями являются федеральный телеканал «Россия-1» и «НТВ» [3], рейтинговая модель по доли аудитории представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Среднесуточная доля аудитории телеканалов

 

На данный момент у «России-1» целевая аудитория – это зрители старше 25 лет, и в ней вещатель лидирует. Данный канал планирует расширить свою аудиторию до всех зрителей старше 18 лет. На эту же аудиторию много лет ориентируется канал «НТВ». Среди всех зрителей старше 18 лет среднесуточная доля аудитории канала составляет 9,6%.

Сравнивая сетку вещания данных телеканалов, можно сделать вывод, что программа «Первого Канала» во многом сходится с тематическими направлениями «Россия-1». Даже если рассматривать только новостной аспект, можно заметить, что обе компании считают своей основной направленностью информирование населения о событиях, произошедших в мире, стране или регионе через программу «Вести» на канале «Россия-1» и «Новости» на «Первом Канале».

Первичная информация была собрана посредством анкетирования целевой аудитории в ходе которого респонденты оценили качество программ, представленных в телевизионной сетке вещания и поделились мнением о недостатках в существующей программе передач.

Согласно данным, представленным на рисунке 4 можно отметить, что основная масса телезрителей находится в возрасте от 40 лет и старше, а количество телезрителей растет прямо пропорционально увеличению возраста.

Рисунок 4 – Возрастной диапазон телезрителей «Первого Канала»

 

 Оценка телезрителями качества программ проводилась по шкале от 1 до 5. Средний балл полученный входе обработки данных составил 3,8, что говорит о необходимости проведения мер по улучшению и повышению эффективности и качества транслируемых передач.

Предпочтения потребителей исходя из жанровой направленности программ представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Жанровые предпочтения телезрителей

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в основном телеканал включают для просмотра новостных передач, кинопремьер и познавательных программ. Жанровые предпочтения телезрителей совпадают с возрастным диапазоном целевой аудитории.

Отвечая на вопрос о том, каких передач не хватает на телеканале, большая часть опрошенных ответила, что хотели бы видеть в эфире больше кинопрограмм и кинопремьер, не только отечественных, но и зарубежных.

Как показало проведенной исследование телекомпания «Первый канал» занимает значительную долю российского рынка СМИ. На данный момент целевая аудитория канала представляет собой зрителей старше 40 лет, с определенными жанровыми предпочтениями и особыми требованиями к качеству продукта. Для решения проблем конкуренции, необходимо внедрить что-то новое в эфирное время, что кардинально отличало бы «Первый Канал» от «России-1», потому что на данный момент их сетка телепередач практически идентична. При увеличении доли целевой аудитории и расширении жанровых возможностей «Первый Канал» может снова вернуть себе лидирующие позиции.

 Литература

  1. Оценка качества автомобильных интернет-порталов. Петренко Ю.В., Неуструева А.С. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2019. № 3. С. 236-242.
  2. Данные о деятельности «Первый Канал» [Электронный ресурс] ИОП ГИМУ. URL: http://gimyrf.ru/perviy_kanal/
  3. Рейтинг телеканалов [Электронный ресурс] ОАО «РБК». URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/12/2017/5a2a56269a794726311185fb

References

  1. Ocenka kachestva avtomobil’nyh internet-portalov. Petrenko Ju.V., Neustrueva A.S. Marketing i marketingovye issledovanija. 2019. № 3. S. 236-242.
  2. Dannye o dejatel’nosti «Pervyj Kanal» [Jelektronnyj resurs] IOP GIMU. URL: http://gimyrf.ru/perviy_kanal/
  3. Rejting telekanalov [Jelektronnyj resurs] OAO «RBK». URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/12/2017/5a2a56269a794726311185fb