БОРЬБА БРЕНДОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПАНИИ

7 февраля 5:18

Современная экономика характеризуется высокой степенью глобализации. Некоторые компании, начавшие свое развитие еще в ХХ веке, сегодня достигли невероятных высот и переросли в крупные транснациональные корпорации. Первостепенно таких компании можно было буквально пересчитать, однако, увидев их успехи и перспективу получения не меньшей доли рынка, другие предприниматели постепенно начинали создание собственных компаний и их дальнейшее продвижение. Мирное сосуществование таких конкурентов на разных рынках длилось до 2000-х годов, пока на разных сегментах в разных отраслях не появились крупные конкурирующие компании, предлагающие примерно похожую продукцию.

При наличие достаточно сильного конкурента на рынке любой предприниматель задумается о необходимости продвижения собственного бренда. В случае с крупными корпорациями, распространяющими свою продукцию по всему миру, простая реклама или маркетинг будет недостаточно эффективным способом для захвата потребителей. В такой ситуации главные гиганты рынка начинают проведение агрессивного пиара. Их продукция на столько уникальна, что подобные аналоги могут существовать только у такого же крупного конкурента, другие маленькие фирмы, действующие на рынке, не смогут переманить значительное число потребителей на свою строну. Тогда развивается настоящая борьба за массу потребителей между двумя конкурирующими компаниями, на столько сильными, чтобы образовать дуополию на рынке, но на столько жаждущими быть главными и лучшими, чтобы быть нацеленными на создание монополии. Большинство стран мира запрещают монополизм на рынке, за исключением ряда сфер, в которых развитие конкуренции является проблемным аспектом. Поэтому крупным корпорациям приходиться соревноваться друг с другом за преобладающее место на рынке и за переманивание большего числа потребителей на свою сторону.

Такое развитие событий сопровождается агрессивными пиар-компаниями, задача которых заключается не просто в том, чтобы рассказать о преимуществах своей продукции, а в том, чтобы еще и донести до потребителя, почему именно эта компания лучше своего соперника. Агрессивный пиар не может остаться без ответа, в таком случае, за ним всегда последует ответ от конкурента, который явно будет не менее доброжелательным. Подобные действия перерастают в полноценную борьбу брендов за лидирующую позицию на рынке и за преобладающее число потребителей.

Борьба брендов не всегда бывает честной, а также она не всегда «тактична» по отношению к сопернику, ведь ее главная задача, выставить себя в позитивном, а конкурента в негативном свете. Однако, даже из такого соперничества можно извлечь положительные аспекты для каждого из его участников. Именно борьба брендов во многом способствует росту популярности конкурирующих компаний, их совершенствованию и развитию. При участии в борьбе брендов крупные компании чаще всего используют такие методы, как: 

  • Агрессивные пиар-компании;
  • Разработка собственных автомобилей с применением нововведений, анонсированных конкурентом;
  • Проведение специальных компаний по снижению стоимости автомобилей и введение специальных пакетов услуг с целью переманивания потребителя;
  • Искусственное занижение преимуществ конкурента за счет рекламных компаний.

Все эти методы основаны на перетягивании преимущества на рынке между участниками борьбы. Предполагается, что компании используют свои преимущества и выставляют их в качестве основных причин для потребителя обратиться именно к их услугам. Актуальны эти преимущества до момента, пока оппоненты не разработают еще более совершенные автомобили, превосходящие показатели автомобилей соперника. Другими методами ведения борьбы брендов являются агрессивные пира-компании, которые предполагают на примере рекламы выставление собственных преимуществ и достижений выше достижений конкурента. Зачастую такая реклама выставляет конкурентов в не самом благоприятном свете, за счет чего часть потребителей оппонента переходит к компании, распространяющей такую рекламу. 

В последствии участие в борьбе брендов оказывают значительное влияние на внутренние процессы компаний, к таким факторам можно отнести:

  • Стимуляция каждого из участников борьбы к разработке инноваций и нововведений;
  • Повышение прибыли компаний за счет проведения агрессивных пиар-компаний;
  • Приток новых клиентов;
  • Укрепление доминирующего положения компании на рынке.

Все эти факторы являются положительными, так как стимулируют всех участников борьбы к постоянному совершенствованию и созданию уникальных технологий за счет которых возможен захват преимущества на рынке. Участие в борьбе брендов может так же являться эффективным пиар-ходом для всех ее участников, так как к этой борьбе привлекается внимание общественности, которое может быть как пример положительной, так и отрицательной рекламы, в любом случае, она заставит потенциальных потребителей обратить внимание на деятельность всех участников борьбы брендов.

Одним из важнейших выводов, которые можно сделать: борьба брендов не способна дать одному из ее участников абсолютного преимущества. Борьба будет проводиться в течение всего периода существования компаний на рынке и сможет дать лишь временный положительный эффект от единичного выигрыша в данной борьбе до того момента, пока копания-оппонент не выдаст более сильный ответ и не перетянет преимущество на свою сторону. Данный процесс является цикличным и будет происходить до тех пор, пока оппоненты не потеряют свое преимущество на рынке или не завершат свою деятельность в своей сфере производства.

Борьба брендов является одним из способов привлечения внимания аудитории и общественности ко всем ее участников. Участие в соперничестве торговых марок на сегодняшний день представляется крайне трудным и рискованным. От этого зависит будущее бренда, власть на рынке, количество потребителей и, самое главное, прибыль компаний, участвующих в ней. Дополнительные продажи, образованные брендом, а также возможность начислить более высокую маржу вносят значительный вклад в рыночную капитализацию компании. Борьба брендов может создавать прибыль для производителя достаточно долгое время. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что борьба брендов является эффективным инструментов повышения производительности компании, а также привлечения новых покупателей.

 

Список использованных источников

  1. Бакальская Е. В. Сфера торговли: сущность дифференциации / Е. В. Бакальская // Проблемы теории и практики управления. — 2012. — No 7—8. — С. 135—139.
  2. Волкова А.Ю., Бакальская Е.В. Бренд как инструмент конкурентной борьбы // Симбирский научный вестник. 2018. № 2 (32). С. 56-60.
  3. Колмыков А.Н. Бренд как маркетинговый инструмент в конкурентной борьбе // E-Scio. 2019. № 2 (29). С. 102-107.
  4. Проект PromoAtlas [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://promoatlas.ru/voyna-brendov/ (дата обращения: 25.11.2019).
  5. Эл Райс. «Маркетинговые войны» Эла Райса и Джека Траута / Эл Райс, Джек Траут. — СПб. : ИД «Питер», 2009. — С. 46.