Цель исследования показать направления развития креативных индустрий городского пространства в условиях холода. Методы исследования дискурс-анализ, наблюдение, метод нарративного анализа. Проанализированы материалы, посвященные анализу креативных индустрий в городских пространствах, позиционирование (имидж, бренд) городских пространств. Дискурс обсуждения вокруг понятия креативность, креатосфера, креативный класс, с другой стороны, имидж и уникальность северных городов, холод как магнит привлекательности территории. Креативные индустрии проявляются в креативных пространствах. К креативному классу можно отнести тех, кто в рамках профессиональной или социальной деятельности является создателем инноваций, генератором развития, создает и развивает «точки роста».
Бондарская Т.А. отмечает, что американский урбанист Саймон Эванс определяет «креативные пространства как сообщества творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории» [1, С. 123]. Мы согласны с исследователями, что креативные индустрии должны иметь ключевые признаки креативности: новизна, релевантность, оригинальность, эффективность.
Проанализировав работы исследователей (Бондарская Т.А., Назукина М.В., Панкратова Д.А., Adam Stępień, Jin-Liao He & Hans Gebhardt и многих других), мы пришли к выводу, что креативные пространства в городской среде имеют несколько функций. Следующие функции: экономическая (оборот ресурсов, регистрация бизнеса, оплата налогов), социально-экономическая (новые рабочие места, самозанятость, организация площадок для организации творческой среды), образовательная, культурная, организация эстетического пространства, функция досуга и свободного времени. В своей диссертации Панкратова Д.А. выявила дискурс креативности – измерения, которые позволяют проанализировать место креативности в пространстве на примере города Екатеринбурга, выделены признаки типологии креативных пространств современного городского пространства. Данные признаки могут стать основой анализа развития креатиных индустрий северных городов.
Мы провели сравнительный анализ креативных индустрий в северных городах, опираясь на метод наблюдения и метод нарративного анализа. В целях исследования мы были в следующих местах: Якутск, Мирный, Архангельск и Мурманск в России; Оулу и Хельсинки в Финляндии; Акюрейри и Исафьордюр в Исландии; Анкоридж и Фербенкс в США; провинция Юкон в Канаде; Упсала и Умео в Швеции и выявили особенности развития городского пространства. Можно сделать вывод, что экономический успех городов в информационном и цифровом обществе в условиях холода зависит от того, насколько они смогут сфокусироваться в своем развитии на производстве идей, технологий и других инноваций нематериального свойства.
Городские пространства в условиях холода имеют свои особенности для развития креативных индустрий. Во-первых, низкая температура воздуха (природно-климатический фактор, комплекс метерологических воздействий) отражается на организации городского пространства. Во-вторых, социально-экономические, экономико-географические и медико-биологические факторы определяют виды креативных индустрий. В-третьих, менталитет людей и культурные факторы оказывают постоянное воздействие на процессы социальных изменений и развития креативного пространства, городского имиджирования. Географические и климатические особенности, в отличие от социальных, культурных или политических, являются природными и поэтому обладают низкой степенью управляемости. В силу определенных факторов плотность населения городов в условиях холода более низкая, чем регионов, расположенных в более благоприятных климатических зонах.
Сделаны выводы, что креативные индустрии городов в условиях холода определяют следующие направления: 1) среда формирования креативного класса, креатосферы, новых рабочих мест и форм занятости и самозанятости; 2) развитие пространства для воплощения сценариев будущего (реализация стратегических документов социально-экономического развития территорий (муниципальных образований)); 3) сочетание традиционных и альтернативных индустрий для диверсификации рисков в условиях неопределенности и кризиса; 4) повышение туристической привлекательности городской среды; 5) городское имиджирование и формирование креативного актора (кластера).
Для развития креативных индустрий в городской среде в условиях холода должна быть четко выстроена система поддержки, включающая льготную аренду, систему микрокредитов, работу венчурных инвестиционных фондов, консультирование и сопровождение. Инструменты: географические и климатические особенности; исторический и культурный потенциал; вовлеченность всех субъектов инфраструктуры; образование и экономические стимулы.
Литература
- Бондарская Т.А. Инновационное развитие региона: формирование креативной среды // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2015.- № 4. – С. 123-126
- Назукина М.В. Арктические смыслы в позиционировании регионов российской Арктики // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskie-smysly-v-pozitsionirovanii-regionov-rossiyskoy-arktiki (дата обращения: 20.11.2018).
- Панкратова Д. А. Креативные индустрии в пространстве Екатеринбурга: магистерская диссертация — Екатеринбург, 2017. -153 с.
- Adam Stępień (2016) Other futures for Arctic economies? Searching for alternatives to resource extraction // https://www.springer.com/…/9783319166094-c2.pdf? (дата обращения 19.11.2018)
- Jin-Liao He & Hans Gebhardt (2014) Space of Creative Industries: A Case Study of Spatial Characteristics of Creative Clusters in Shanghai, European Planning Studies, 22:11, 2351-2368, DOI: 1080/09654313.2013.837430