Безносова Марина Валерьевна,
Студентка СО-14, ИЯКН СВ РФ,
научный рукводитель Винокурова А.А., к.ф.н.,
доцент кафедры северной филологии ИЯКН СВ РФ
Анатолий Платонович Степанов, сын знаменитого Платона Ламутского, родился в 1961 году в Кобяйском районе. В 1989 – 1992 гг. работал в Гостелерадио Республики Саха (Якутия) на радиостанции «Геван». В 1997 году окончил северное отделение филологического факультета в Якутском Государственном университете. В настоящее время работает начальником Управления образования Эвено – Бытантайского улуса. Анатолий с малых лет пишет стихи на эвенском языке, автор книги «Мявуникэлни». У него более 100 песен на родном языке. Является лауреатом многих республиканских конкурсов.
Эпитет — слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения. Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием, который, взаимодействуя с основными типами семантических переносов – метафорой, метонимией, метаморфозой, оксюмороном, гиперболой и др., – придает тексту в целом определенную экспрессивную тональность.
В лирике, Анатолий Степанов использует различные тропы. В части «Нес дэтлэн», из сборника «Аммудэтлэвэнхиракчим» преобладают эпитеты и метафоры со словами, передающими различные световые и цветовые оттенки. Этот прием придает его поэзии авторское своеобразие, читая лирические произведения Анатолия Степанова, мы попадаем в яркий, светлый мир человеческих чувств. Тот или иной эпитет передает особое отношение автора или лирического героя к событиям его насыщенной жизни. Например в стихотворений «Хупкучэкурэтэпомнар» лирический герой выступает от имени всех одноклассников, или даже от всех выпускников этой школы. А в стихотворений «Аяврам», автор описывает трепетные, нежные чувства любви к девушке. Но в стихотворений «Эньмугэрбэдукун» совсем другая тема. Солдат, скучающий по родному дому и любимой матери пишет о том, как тяжело находиться вдалеке от дома.
Далее мы подробнее разберем эпитеты в лирике Анатолия Степанова. Ознакомившись с первыми стихотворениями из сборника, внимательный читатель сразу заметит преобладание эпитетов со словами «гилбати – белоснежный, сверкающий», «нэрин – свет, светлый». Эти простые приемы передают душевное состояние автора. Белоснежные мысли о светлой жизни эвенского народа, расцвете родного языка. «Осикатнэриннихуталран – свет далекой, но светлой звезды, ярко краснея, как будто согревает сердце», по другому невозможно передать смысл этого на первый взгляд простого эпитета. Только тот человек, который искренне любит свою родину, жизнь, окружающий мир способен так просто, но в то же время глубоко пронзить сердце своего читателя.
Отношение к сородичам выражено в следующих эпитетах «гилбатидылгалкар– со светлыми голосами», «гилбатиторэлкэр– со светлыми словами», «гилбатиханилкар – со светлыми …», здесь используется прилагательное гилбати– ослепительно белый. Голоса запевал кругового танца хэде, голоса беседующих, все они светлые, чистые до белизны. Родной народ для автора – священный, использованные эпитеты придают много света, к тому же люди сами излучают этот ослепительный свет.
«Энэе тор нэриндун» на большой, широкой и опять же светлой земле дружной семьей растут тальники. Они – братья, живые, одухотворенные. Растут, радуя лирического героя юным желтоватым оттенком своих тоненьких стволов.
«Нёбатилхусилаявумдэгиддэ, несэлкэникэвикэмчугянилди, эелкэнхокаму» — тропы из стихотворения «Кэдыкэрбэилбу» передают чувства автора. Парящие белые лебеди несущие любовь людям, придают настроение счастья, светлой жизни. Ведь у всех народов лебедь – символ счастья, любви, верности. От нахлынувших впечатлений настроение героя становится словно светлая река, имеющая спокойное, игривое течение, и он готов исполнить песню счастья для сородичей.
Лирический герой – солдат, скучающий по родному дому, природе, матери. Его мы видим в стихотворениях «Алатлилра», «Эньмугэрбэдукун». Здесь герой вспоминает детские годы, родные сердцу места «балдачабуггудеин – милая земля, на которой мы родились, оставили тебя на два долгих года». «Алатлилрамутдялти – ждите нас» обращается он к своему народу. «Бугурнэримэн горла бимигэлэдип» — здесь снова употребляется слово «нэрин» — свет далекой малой родины, мы не забудем, будем скучать по нему. Служба в армии воспитывает чувство патриотизма и дает понимание того, насколько может быть дорога Родина. На это поэт указывает в последних строчках «гэлэнбиси хилусу, горла бимиунудип».
Во втором стихотворений солдат скучает по матери, ее теплым рукам, улыбке, по недавним детским утренним поцелуям. Воспоминания приходят во сне, лирический герой – сам автор. «Нёлтэнаничавэньму – мама, подарившая солнце» так ласково он благодарит мать за теплые воспоминания о детстве.
Стихотворение «Хупкучэкурэтэпомнар» на первый взгляд лишено каких-либо тропов, но вчитавшись в каждую строчку, можно обратить внимание, на то, что они скрыты от глаз читателя. Преобладание метафорических эпитетов в данном стихотворении, помогает понять автора, выступающего от нескольких лирических героев – выпускников родной школы. «Амардалаторэлдэлкэнкунарапуэмэнэпбу– радостное, счастливое детство оставили мы позади». Словосочетание орэлдэлкэнкунарапу – радостное, счастливое, в какой-то мере беззаботное детство, наиболее красочно передает воспоминания о золотой поре в жизни каждого человека. Там, где нет таких жизненных ситуации, с которыми героям придется столкнуться в будущем. Ведь каждого из нас пугали эти представления. Анатолию Степанову удалось в одной строчке уместить свои переживания о предстоящей самостоятельной, взрослой жизни.
«Нивулбидин… эгденбэйгэрбэлкэн– кто то из нас, станет большим человеком». Сочетание эгденбэй употреблено в переносном значении, кому-то посчастливиться вернуться в родные школьные стены – кто-то станет учителем и будет растить следующее поколение выпускников.
В стихотворении «Мэнтэкбуглай» обратим внимание на значение уже цветовых эпитетов «чулбариночэмэн – ее зеленеющие цветы»; «нямсихираман – ее теплое дыхание»; «гилбатихираман – ее ослепительно белое дыхание». Родина – самое дорогое и ценное, что нужно беречь. Таков смысл данного стихотворения. Уже в первой строчке сравнение себя с северным орлом, парящим над необъятными просторами, который как будто охраняет их от посторонних вмешательств. «Тургуньоранкокчивангадиди, амкачамэрэлитибадим– взяв в руки копыта быстроногого оленя, обойду вокруг сопки». Это похоже на обряд от злых духов и иных факторов, которые могут навредить человеку.
Яркий солнечный мир помещен в нескольких строках. О природе поэт отзывается как о живой, поклоняясь ее красоте, и с каждой строчкой все больше восхищаясь родными сердцу пейзажами. «Гудей, аяври– милые, любимые», придают смысл жизни северному человеку, дарят уют и тепло в счастливом доме.
Таким образом, проведенный анализ лирики Анатолия Степанова, позволил сделать следующий вывод: нам удалось понять, что современная эвенская поэзия совершенствуется, появляются новые мотивы и образы. Подробное ознакомление с изобразительными средствами в стихотворениях помогает открыть новые, неисследованные стороны в произведениях такого талантливого поэта, как Анатолий Платонович Степанов.
В заключение можно сказать, что дальнейшие исследования современных писателей и поэтов Севера, необходимо продолжить. Это позволит лучше узнать и закрепить историю и закономерности развития современной прозы и поэзии.
Литература
- http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/EPITET.htm
- Степанов А. Амму дэтлэвэн хиракчим: дентурал / Анатолий Степановю – Якутск: Бичик, 2008. – 48 с.