На протяжении уже довольно длительного времени можно заметить, как увеличивается количество исследований, направленных на изучение индивидуальных различий в действиях человека, а также в ценностях, мотивациях, созидательной деятельности и поведении во время работы. Эти исследования относятся к области высших структурных индивидуальных особенностей когнитивной сложности, или конкретности-абстрактности мышления. Тот факт, что высоко технологические общества в мире подвергаются значительным, но все же поддающимся изучению возрастным демографическим изменениям в области индивидуальных особенностей еще больше повышает значимость понимания человеческих действий.
Эта область структурированных исследований уходит своими корнями в классическую работу Пиаже (1948г.). Лоуренс Кольберг и его коллеги из Гарварда (1969г.) провели исследования конкретности-абстрактности мышления у взрослых в области структуры моральных рассуждений.
Выявлено, что когнитивная сложность или конкретность-абстрактность имеет две основные структурные составляющие – дифференциацию и интеграцию [3]. Дифференциация может быть определена как количество заключений, выведенных из набора данных, а интеграция – как число связей между правилами необходимое для создания структурированных данных [3]. Конкретный когнитивный стиль, это тот, в котором относительно небольшая дифференциация используется в структурировании понятий. Человек распределяет эмпирические опытные данные в относительно небольшое число концептуальных областей, и внутри концепции существует относительно небольшое число категорий. Также, люди, мыслящие конкретно, относительно слабо объединяют концептуальные данные при оценке сложных проблем и выработке нестандартных или творческих, неожиданных решений. И наоборот, люди с высоким уровнем когнитивной сложности чаще демонстрируют высокую дифференциацию и эффективную интеграцию при концептуализации [3].
Хотя у всех людей есть тенденция к повышению абстрактности с течением времени, их кривые развития имеют тенденцию выравниваться в начале взросления. Все люди начинают жизнь с очень ограниченным набором концепций и поэтому имеют всего несколько концептуальных категорий, в которые помещают эмпирическую информацию и несколько правил и их комбинаций для интеграции эмпирической информации.
Когнитивная сложность и моральное развитие
Когда Лоуренс Кольберг начинал изучать моральные рассуждения, он хотел найти структуры, формы и взаимоотношения общие для всех обществ и языков [1]. Особенно важным было заключение, что моральные рассуждения могут быть классифицированы независимо от конкретного морального содержания решений и действий.
Кольберг обнаружил, что существует три различных уровня развития моральных рассуждений, лежащих на оси конкретности-абстрактности. В любой момент жизни основная причина большей части моральных решений будет лежать на одном из уровней. Каждый уровень моральных рассуждений имеет два подуровня или этапа [1].
Уровень 1: Доконвенциональный уровень
Этот уровень характеризуется крайне конкретными действиями. Он основан на понятиях плохого и хорошего, которые интерпретируются с позиции физических эквивалентов (наказание и поощрение) или с позиции физической власти того, кто создает правила (т.е. сильный, значит правый).
Ступень 1: ориентация на наказание и беспрекословное подчинение верховной власти.
Ступень 2: ориентация на удовлетворение личных потребностей, а иногда и потребностей других. Эта ступень иногда упоминается как мораль рынка [1][2].
Уровень 2: Конвенциональный уровень
Этот уровень можно назвать конформистским, поскольку на нем придерживаются обычаев и правил своей семьи, группы, культуры или нации.
Ступень 3: позиция «хорошего мальчика». Здесь ценность действия зависит от того, пошло ли на пользу или помогло ли оно другим людям.
Ступень 4: ориентация на авторитет, установленные правила, уставы и поддержку существующего социального порядка [1][2].
Уровень 3: Постконвенциональный уровень
Постконвенциональный уровень отражает когнитивно-сложные абстрактные действия. Характеризуется универсальными моральными принципами, обеспечивающими твердую моральную основу решений.
Ступень 5: ориентация на общественное соглашение с приверженностью к строгому соблюдению законов. Правильность поступка оценивается с позиции уважения всеобщих прав человека и правил, которые критически оцениваются и принимаются всем обществом.
Ступень 6: ориентация на универсальные моральные и этические принципы. Мораль не определяется данным обществом, а лишь собственной совестью в соответствии с собственными моральными принципами [1][2].
Рисунок 1. Многоуровневая иерархия модели поведения (по Л. Кольбергу)
Список литературы:
- Кольберг Л. Ребенок, как моральный философ. в Хенкер Б. Чтения в современной психологии. – СРМ Букс, Дел Мар, СА, 180-186, 1969.
- Кольберг Л., Ликона Т. Нравственные этапы и морализация: когнитивно-развивающий подход. – Нравственное развитие и поведение: теория, исследования и социальные вопросы, Холт, Нью-Йорк, 1976.
- Харви О. Джей., Хант Д. И., Шродер Х. М. Концептуальные системы в организации личности. – Вили, Нью-Йорк, 1961.