ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ВЫРАЖЕННЫМИ СУИЦИДАЛЬНЫМИ НАМЕРЕНИЯМИ

9 августа 12:40

А. Г. Амбрумова проводила исследование 770-ти детей и подростков с суицидальным поведением, самыми юными были дети 7 лет. Большее количество насчитывают девочки (80,8 %). Среди наиболее частых  способов совершения самоубийства выделяют: у девочек отравления, у мальчиков – порезы вен и повешение.

Ученные отмечают, что суицидальное поведение до 13 лет – редкое явление, и только начиная с 14–15–летнего возраста склонность к самоубийству резко возрастает, достигая своего пика к 16–19 годам жизни [2].

Представление о  смерти у ребенка нормализируется лишь к 11-14 годам, после этого ребенок может реально осознавать необратимость смерти. Маленький ребенок чаще всего воображает по поводу смерти, плохо видя разницу между живущим и умершим. Только приближаясь к подростковому возрасту, смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается. Исходя из этого, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для юного возраста малоприемлемы [1].

К списку наиболее частых причин суицидов среди подростков А.Е. Личко относит: 1) потерю родного человека; 2) состояние усталости; 3) поддавленное чувство собственной значимости; 4) уничтожение защитных механизмов вследствие употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) сравнение себя с человеком, который совершил суицид; 6) различные виды страха, гнева и печали по разным причинам [5].

Исследуя причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей А.А. Султанов выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в общественной структуре не подходит уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего предопределенные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизм и употребление наркотиков как старт для возникновения ситуации самоубийства [3].

По статистическим данным, одними из основных причин суицидальных действий подростков в 26% случаев являются болезненные состояния (психозы – 10%, пограничные состояния – 15%, соматические заболевания – 1%), в 12% – тяжелая семейная ситуация, в 18% – сложная романтическая ситуация, в 15% – неблагополучные отношения со сверстниками, чаще всего в неформальных группах, в 8% – нездоровые отношения со взрослыми, включая учителей, в 7% – боязнь обязательств и стыд за содеянное правонарушение, в 5% – алкоголизм и применение наркотиков и в 9% – другие, в том числе и неизученные причины [4].

Проведя исследование группы подростков 14–18 лет, осознанно нанесших себе порезы, Б.Н. Алмазов выяснил, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство самоубийств были совершены после ссоры со сверстниками. А.Е. Личко и  А.А. Александров, проведя исследование группы подростков в возрасте 14–18 лет, пришли к выводу, что у 49% самоубийство было совершенно на фоне острой аффективной реакции [6].

В результате можно утверждать о большом влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Л. Я. Жезлова писала, что в предпубертатном возрасте доминируют «семейные» проблемы, а в пубертатном – «сексуальные» и «любовные» [6].

По наступлению 14 летнего возраста суицидальное поведение проявляется почти одинаково часто и у девушек и у юношей.

Подростки заканчивают жизнь самоубийством почти в эпидемических масштабах. За последние 10 лет частота суицидов возросла почти в 3 раза. Статистические данные показывают, что наибольшая частота самоубийств наблюдается в возрасте от 15 до 24 лет, причем за предыдущие 30 лет самоубийства детей от 5 до 14 лет выросли в 8 раз. Помимо этого, судебные эксперты предполагают, что за большинством случаев смерти вследствие несчастного случая (в результате дтп, употребления токсических препаратов или использования огнестрельного оружия) в реальности кроются суициды [7].

Выделяют пять основных типов смысла суицида: «протест», «призыв», «избежание», «самонаказание», «отказ».

«Протест» — это стремление наказать обидчиков, нанести им ущерб хотя бы фактом личной смерти.

«Призыв» — это крик о помощи, о недостатке внимания. Смысл суицида  такого рода – призыв к сочувствию, состраданию окружающих.

«Избежание» — это цель уйти от страдания или наказания.

«Самонаказание» — что-то вроде диалога двух «я»: судьи и подсудимого. Моральный смысл такого самоубийства — расплата за вину («нет, после такого поступка я не достоит жить»).

«Отказ»- тут цель самоубийства и мотив поведения почти одинаковые, а поэтому и смысл суицида можно описать как полную капитуляцию.

Все вышеописанные виды суицидального поведения — это копии общеповеденческих стратегий в случаях конфликта, и им соответствуют те же типы морально-психологических позиций личности: протеста и обвинения окружающих; призыва к помощи; уклонения от борьбы и бегства от трудностей; самообвинения; отказа от деятельности и капитуляции.

Если рассмотреть личностный стиль поведения и решения конфликтов подростков, совершивших суицид, то становится ясно, что в жизненных ситуациях реакции обычно тяготели к тому типу решения, который они выбрали в качестве самоубийства.

Итак, ключевым механизмом, специфичным для суицидального поведения и активизирующим акт самоубийства является — инверсия (переворот) отношений к жизни и смерти. Жизнь теряет все степени положительного отношения и воспринимается лишь негативно, в то время как смерть изменяет свой полюс с отрицательного на положительный. После этого начинается формирование цели самоубийства и разработка плана реализации.

Таким образом, к психологическим особенностям поведения  подростков с выраженными суицидальными намерениями можно отнести то, что подросток редко хочет уйти из жизни, наоборот он хочет избежать обстоятельства, которые считает невыносимыми. Взрослым следует уделять больше времени для общения с детьми, прислушиваться к ним и стараться понять, что дети на самом деле имеют в виду и о чем думают. Со своей стороны подросткам также необходимо с пониманием относиться к взглядам и ценностям взрослых. Для наиболее эффективного общения с подростками совсем не обязательно соглашаться с ними постоянно и во всем. Если же возникают различия во взглядах, то важно показать жестом и словом, что безусловная любовь и поддержка, несомненно, всегда сохраняются.

Использованные источники:

  1. Акопов Г.В. Методы профилактики суицидального поведения. — Самара. 2010.
  2. Амбрумова А.Г Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. — М.,1995
  3. Власовских Р.В., Хальфин Р.А. Опыт применения многопрофильного подхода при работе с подростками, совершившими суицидальные действия. Журн. мед. критических состояний. 2005; 5: 26-9.
  4. Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов/ А. Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998, №2 — с. 36-43.
  5. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. — М., 2012.
  6. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.
  7. Дюркгейм Э. Самоубийство/ Э. Дюркгейм. — СПб, 1998.
  8. Ефремов В.С. Основы суицидологи/ В.С. Ефремов.- М.: «Диалект», 2004.
  9. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы //Социально¬политический журнал.-2010.
  10. Иванцова А.О. О работе с проблемными семьями // Воспитание школьников — 2013.