Методы арт терапии в работе с подростками с отклоняющимся поведением

20 июня 11:06

Подростковый возраст представляет собой особый период развития, в течение которого происходят самые резкие изменения в биологическом, социальном, психологическом и моральном становлении. Для этого периода характерно подвергать сомнению все прежние жизненные константы, возрастает необходимость разрушить авторитет, найти свое место в обществе и найти свой собственный смысл жизни. Во многих отношениях взросление предполагает обретение физической и психологической независимости от родителей, построение собственной идентичности, которая проходит, зачастую, не без проблем. Уязвимость подростков – важнейшая характеристика этого возраста.

Проблему девиантного поведения подростков в отечественной психологии изучали М.И. Буянов, Е.В. Змановская и др., а описанием социально-психологического портрета девиантного подростка изучали Б.С. Братусь, Н.П. Крейдун и др. Проблемами исследования проявлений девиантного поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Р. Мертон, И. Гофман, Г. Беккер,З, Фрейд, У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон. В.Д. Менделевич, С.А. Беличева и др.

По различным статистическим данным за 2020-2021 год, число подростков, имеющих девиантное поведение составило 1065 человек. Рост общего количество за год составил 11% по сравнению с периодом за 2015-2018гг., и это показывает, что число подростков с девиацией увеличилось. 

Апинян Г.В. под девиантным поведением понимает: «поведение, которое всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам» [1, с.22].

На становление подростка влияют как внутренние биологические факторы, так и внешние факторы окружающей среды.

Развитие подростка тесно связано с миром его чувств и переживаний и от адекватного восприятия реальной действительности зависит душевное и эмоциональное благополучие человека. Конфликтные ситуации, происходящие в семье, особенно травмируют личность подростка, следовательно, актуальным становится вопрос эмоционального неблагополучия детей и подростков.

Эмоциональные проявления, особенности эмоциональной сферы на разных этапах развития ребёнка в значительной мере определяются взаимодействием с ним взрослого. При нарушении взаимоотношений подростка с родителями и значимыми взрослыми могут проявляться неуверенность, тревожность, переживание одиночества и т.д.

Достижение успеха во многом связано с наличием умений взаимодействовать с окружающими людьми, принимать решения, адекватные сложившейся ситуации.

Особенно важно формирование таких умений, а также эмоционального благополучия у подростков «группы риска».

Так, по данным исследования А.С. Кондратьева и С.Я. Волгиной была установлена группа медико-социальных факторов, влияющих на подростков с девиантным поведением – это прежде всего тип семьи, психологический климат в семье, образовательный уровень матери и наличие вредных привычек у родителей. Подростки, живущие в семье со средним достатком, где треть зарплаты уходит на еду, психологический климат которых отмечен как удовлетворительный, где один из родителей или оба курят и употребляют спиртные напитки, были более склонны к девиантному поведению [5, с.82]. 

Н.В. Калинина отмечает, что причинами возникновения девиантного поведения могут быть: формирование подростка в условиях психотравмирующей ситуации, пережитой в условиях семьи в период, предшествующий началу пубертата; недостаточное сформированные коммуникативные способности; устойчивое состояние тревоги в условиях хронической неуспеваемости и отсутствия других ситуаций успеха, компенсирующих неудачи в обучении [3, с.46].

Девиантное поведение способствует дезадаптации личности подростка, которая проявляется как нарушение в функционировании мотивационно-потребностной, когнитивной, эмоциональной и волевой сферах [5, с.68].

Исходя из представленных исследований, возникает вопрос: «Как помочь подросткам преодолеть трудности жизненных ситуаций? Как помочь совладать с негативными эмоциями?» Ведь подросток, в силу свой неполной автономии от взрослых, от факторов, опосредовавших его неблагополучие, не всегда способен преодолеть их.

Чтобы помочь подростку избежать такого рода дезадаптаций и перейти на путь конструктивного построения своей жизни необходима помощь специалиста в проведении психологической коррекции девиантных подростков.

Шпиняк Е.С. под психологической коррекцией понимает «систему психологических мероприятий, совокупность психологических приёмов, методов и средств психологического воздействия, используемых психологом для исправления поведения психически здорового человека» [8, с.76].

Существует много разных методов коррекции девиантного поведения подростков, однако в данной статье мы рассмотрим метод арт-терапии.

Арттерапия является одним из самых эффективных средств психокоррекции девиантных подростков.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники [1, с.59].

Разные ученые по-разному видят возможности арт-терапии в психологии и психиатрии. Э.Крамер считала, что для достижения положительных эффектов достаточно возможностей самого процесса художественного творчества, дающего выразить, заново пережить внутренние конфликты и разрешить их [6, с.23]. А. Хилл считал, что арт терапия помогает отвлечь пациента от болезненных переживаний. М. Наумбург отмечал, что занятия творчеством помогают преодолевать свои страхи, это метод соприкосновения со своим бессознательным.     

Чащина О.В. обнаружила, что применение арт-терапии при психологической работе с подростками позволяет сделать детей более раскрепощенными, многие их страхи и тревоги исчезают, а также художественные занятия помогают идти на контакт [7, с.44].

Е.С. Шпиняк и И.И. Николаева отметили, что арт-терапия помогает выпустить накопившуюся агрессию, проанализировать свои чувства, развивать самоконтроль, снижать уровень страха и депрессии, мобилизовать творческий потенциал, внутренних механизмов саморегуляции [8, с.51].

А.Б. Калениченко и Т.А. Родермель подобрали некоторые упражнения, направленные на разрешение разных проблем. Так, например, рисование истории помогает подростку корректировать неадекватную модель поведения, разрешает внутренние конфликты, развивает воображение и снимает эмоциональное напряжение, а пальчиковое рисование развивает сенсорно-перцептивную сферу, спонтанное самовыражение и также снимает эмоциональное напряжение. При проведенном эксперименте у подростков, после посещения занятий арт-терапии, снизился уровень агрессии, появилось желание посещать занятия, улучшилось общее состояние и жизненная позиция [2, с 62-68].

Кроме того, психологу необходимо поощрять воспроизведение подростком свободных ассоциаций, связанных с его произведением, которое помогут ему лучше понять себя.

Сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.  

       В качестве коррекционного механизма психокоррекционного воздействия арттерапии, необходимо указать преимущества данного средства психологической коррекции перед другими средствами коррекции дезадаптивного поведения подростка. Говоря о таких преимуществах, Шпиняк Е.С. указывает на то, что арттерапия [9, с.86-87]:

  • Не требует особенных способностей, в связи с чем доступна почти для всех подростков.
  • Является преимущественно средством невербального общения, хороша для подростков, испытывающих затруднение в словесном описании своих переживаний.
  • Как творческая деятельность, сама по себе является мощным средством сближения людей, помогает в налаживании контакта с дезадаптивными подростками.
  • Средство свободного самовыражения и самопознания, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру ребёнка.
  • Является психокоррекционным средством, продукты деятельности которого выступают объективным свидетельством настроений и чувств подростков, что позволяет использовать их для динамической диагностики их состояний.
  • Вызывает у подростков положительные эмоции, помогает преодолеть безинициативность и сформировать более активную жизненную позицию.

 

М.В. Киселева в работе с детьми группы риска отмечала такие задачи, как: формирование позитивного самовосприятия и принятия других людей; повышение уровня осознанности в эмоциональной и поведенческих сферах; пробуждение творческого потенциала, способности по-новому видеть жизненные ситуации; коррекция внутрисемейных отношений и повышение адаптивности семьи за счет гармонизации внутрисемейных отношений [4, с.56].

Психологическая коррекция осуществляется при помощи специально подобранной системы коррекционных средств. Одним из наиболее эффективных средств психкоррекции девиантного поведения подростков является арттерапия. Однако, методы арт-терапии являются лишь дополнением к основной психологической работе и служит инструментами для диагностики, а также коррекции поведения и снятию напряжения у подростков.

 

 

Список использованной литературы

  1. Апинян, Г. В. (2009). О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение». Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, (118).
  2. Калениченко А.Б., & Родермель Т.А. (2021). Арттерапевтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение. Norwegian Journal of Development of the International Science, (57-2), 62-65. Doi: 10.24412/3453-9875-2021-57-2-62-65.
  3. Калинина Н.В. (2013). Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков. Инновационное развитие профессионального образования, (1 (03)), 125-127.
  4. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 334 с.
  5. Кондратьев, А. С., Волгина, С. Я. (2011). Изучение медико-социальных факторов, влияющих на качество жизни подростков с девиантным поведением. Казанский медицинский журнал, 92 (3).
  6. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми / Э. Крамер. — М.: Генезис, 2014. — 206 с.
  7. Чащина Ольга Владимировна (2016). Арт-терапия и ее применение в психологии. The Newman in Foreign policy, (34 (78)), 40-41.).
  8. Шпиняк Е.С., Николаева И. И. Мандала как один из методов арт-терапии в коррекции девиантного поведения у трудных подростков // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 5.;url: http ://eduherald. Ru/ru/article/view?Id=17794.