Подростковый возраст является сложным периодом в онтогенезе человека. В это время происходит смена сложившихся психологических установок, формируются основы сознательного поведения, нравственных представлений и социальных норм. Потребность в межличностной коммуникации в подростковом возрасте возрастает. Отношения со сверстниками становятся особенно значимыми, так как посредством этих отношений происходит познание себя, своих физических и интеллектуальных способностей, системы ценностей и суждений об окружающем мире. Поведение подростков можно охарактеризовать как коллективно-групповое. Дефицит в общении со сверстниками негативно сказывается на личности подростка, его самооценке и коммуникативных способностях.
Именно в подростковый период формируется коммуникативная деятельность, с чем связано повышенное внимание психологов и педагогов к теме коммуникаций подростков со сверстниками. Изучением данной темы занимались такие отечественные ученые, как: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, М.Г. Блюмина, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Г. Ковалев, М.Ю. Кондратьев, С.С. Корсаков, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Р.В. Овчарова, В.Н. Панферов, Г.Е. Сухарева, В.А. Титаренко, К.Д. Ушинский и многие другие.
Коммуникативные способности подростков с умственной отсталостью характеризуются нарушениями вербального развития. Им трудно проявлять инициативу в диалоге. За счет недоразвития речи, отсутствия мотивации и узкого круга интересов, у подростков с умственной отсталостью наблюдается стеснительность, неумение начать беседу, понять слова собеседника и адекватно ему ответить. Недостаточное развитие навыков межличностного взаимодействия у подростков с умственной отсталостью, приводит к трудностям социализации, одиночеству и чувству отверженности.
Улучшение коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью, важно для формирования положительного взаимодействия друг с другом и обществом. Добиться этого возможно путем коррекционных занятий.
Целью исследования является изучение динамики уровня развития коммуникативной деятельности в ходе коррекционно-развивающей работы с подростками, имеющими умственную отсталость.
Проанализировав литературу по теме коммуникативной деятельности подростков с умственной отсталостью, была составлена диагностическая программа, которая помогает выявить уровень коммуникативной деятельности у подростков с умственной отсталостью. В диагностическую программу вошли методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора, «Шкала психологической атмосферы» Ф. Фидлера – Ю.Л. Ханина.
Исследование проводилось на базе учреждений, сотрудничающих с «Благотворительным фондом помощи и развития творческого потенциала, социальной адаптации и реабилитации детей-сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных и многодетных семей «ЧИСТОЕ НЕБО». Фонд под руководством Ефремова Алексея Алексеевича оказывает помощь детям-сиротам, инвалидам, детям из многодетных и малообеспеченных семей. Находится фонд по адресу: г. Москва Симферопольский проезд, д.4.
На основе результатов входящей диагностики была составлена коррекционно-развивающая программа. Она состояла из 10 занятий, в каждом было 2-3 упражнения. Продолжительность занятия составляла 30 минут.
В ходе коррекционно-развивающих занятий подростки с умственной отсталостью учились релаксировать, более свободно говорить о своих чувствах, наблюдать друг за другом, говорить о своих недостатках, отстаивать свою точку зрения, создавалась благоприятная атмосфера для взаимодействия, подростки учились благодарить, составляли и следовали правилам общения и основам групповой работы.
По результатам проведенной коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию коммуникационной деятельности, были получены следующие результаты.
Методика «Социометрия» Дж.Морено показала, что до коррекционной работы индекс социального статуса распределился на 2 группы: «Звезды» (40%) и «Предпочитаемые» (60%). В группе наблюдались дружеские отношения, но интереса к совместной деятельности не проявлялось. «Пренебрегаемых» и «Изолированных» в группе на момент проведения исследования не выявлено. После коррекционной работы уровень взаимодействия подростков с умственной отсталостью стал выше, социометрические статусы «Звезды» и «Предпочитаемые» распределились по 50%, пренебрегаемых и изолированных не появилось. Анализ полученных после проведения коррекционной работы результатов подтверждает высокий уровень коммуникационной деятельности группы и демонстрирует повышение процента распространения каждого из социометрических статусов.
Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» показала до коррекционной работы следующие результаты: 56% средний уровень сплоченности, 17% — высокий, и 27% – ниже среднего. После коррекционной работы сплоченность в группе возросла: 55% показали средний уровень сплоченности, 35% — высокий и 10% подростков — ниже среднего. Результаты, полученные после проведения коррекционной работы, демонстрируют качественное улучшение групповой сплоченности группы подростков с умственной отсталостью.
По методике «Шкала психологической атмосферы» Ф. Фидлер, Ю.Л. Ханина до коррекционной работы был обнаружен высокий уровень психологической атмосферы в группе (56% подростков с умственной отсталостью), средний (44%). После коррекционных занятий показатели возросли: 73% продемонстрировали высокий уровень психологической атмосферы в группе, 27% — средний. Это свидетельствует о наличии положительной динамики при реализации коррекционно-развивающей программы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная коррекционно-развивающая программа имеет положительный результат, связанный с оптимизацией коммуникационной деятельности подростков с умственной отсталостью. В частности, участники исследования во время диагностики, проведенной по результатам коррекционно-развивающей программы демонстрируют положительное увеличение уровня коммуникативной деятельности, улучшение эмоциональной оценки межличностных отношений, увеличение степени интеграции группы и ее сплоченности в единое целое, улучшение оценки психологической атмосферы в группе.
Список литературы
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков – Речь, 2007. – 391с.
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
- Колосова Т.А. Специфика самоидентификации у старших подростков с умственной отсталостью // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. — №8-2 (15). – 130 с.
- Колосова Т.А. Механизмы психологической защиты умственно-отсталых подростков в контексте школьной адаптации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. — №5-6. – том 17. – 214 с.
- Колосова Т.А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. — №2 (138). – 87 с.
- Крыжановская Л.М. Методы психологической коррекции личности. – ВЛАДОС, 2017. – 290 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2016. – 218 с.
- Самородова О.И. Характеристика познавательной деятельности умственно отсталых подростков // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – №11-3 (30). – 102 с.