СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

21 мая 6:57

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека распознавать эмоции, намерения, мотивацию и желания других людей, включая собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями [1, с. 52]. Кросс-культурные исследования выявили различные тенденции между стилями воспитания родителей и эмоциональным интеллектом детей [2, с. 790-794]. В исследованиях современных китайских учёных было выявлено негативное влияние авторитарного родительского воспитания на формирование и развитие ЭИ детей [3, с. 598-606]. В 2017 году группа ученых из Национального Университета Тайваня, Государственного университета на Тайване, Государственного университета Тайваня провели исследование, которое было направлено на выявление влияния родительских стилей воспитания и ЭИ на психическое здоровье детей. Участниками исследования были китайские школьники и их родители из Китая, проживающие на Тайване. Всего приняли участие в опросе 675 школьников (310 мальчиков, 356 девочек и 9 детей, не указавших пол). Средний возраст школьников составил 10 лет; средний возраст родителей — 40 лет. 88 (13.1%) родителей указали наличие 12-летнего образования, 442 (65.5%) получили образование в средней школе или диплом о полном среднем образовании, 144 (21.4%) получили степень бакалавра или ученую степень. Ежемесячный доход семей респондентов колебался от 1334 и до 2665 долларов [7, с. 4-16].В ходе опроса респондентам было предложено оценить собственные стили воспитания, используя анкету “Стили воспитания”, которая охватывает 3 родительских стиля воспитания: авторитетный, авторитарный и традиционный для Китая стиль воспитания. Утверждения оценивались по 5-бальной шкале от 1 (никогда) и до 5 (всегда). Внутренняя последовательность анкеты для родителей (Cronbach’s α – коэффициент  Альфа Кронбаха) продемонстрировала высокую внутреннюю последовательность для каждой из подшкал: α =.919 для авторитетного воспитания, α =.870 для авторитарного воспитания и α =.757 и традиционного для Китая стиля воспитания [5, с. 481-491] [7, с. 8-16].При анкетировании детей была использована краткая шкала оценки ЭИ (BEIS-10), который состоял из 10 утверждений. BEIS-10 оценивает пять параметров: оценка собственных эмоций, оценка эмоций других, регулирование собственных эмоций, регулирование эмоций других, использование эмоций [6, с. 198-208]. Внутренняя последовательность BEIS-10 составила .783 [7, с. 8-16].Краткая шкала оценки симптомов BSRS-5 (The Brief Symptom Rating Scale) посредством самообследования эмоций и чувств, которые испытывали школьники за прошедшую неделю измеряет тревожность, враждебность, депрессию, межличностную чувствительность и другие эмоциональные состояния.С целью установления взаимосвязи между каждой из переменных был проведён корреляционный анализ; были вычислены прямые, а также опосредованные воздействия значительных независимых переменных на зависимую переменную [8, с. 8]. Описательная статистика средств и стандартные отклонения переменных представлены в Таблице 1.  Таблица 1. Значения, стандартные отклонения и диапазон переменных

Родительский стиль воспитания Значение SD Минимальное значение Максимальное значение
Авторитетное воспитание 3,85 0,62 1,53 5,00
Авторитарное воспитание 2,02 0,55 1,00 5,00
Традиционный для Китая стиль воспитания 2,94 0,45 1,61 4,80
ЭИ детей 3,73 0,54 1,70 5,00

Психологические симптомы детей

 

Тревожность 0,70 0,92 0 4
Враждебность 0,86 1,00 0 4
Депрессия 0,56 0,86 0 4
Межличностная чувствительность 0,77 1,02 0 4
Другие эмоциональные состояния 0,50 0,88 0 4
Общий балл 3,37 3,76 0 20
               

Таблица 2 представляет коэффициенты корреляции между независимыми и зависимыми переменными. Уровень родительского стиля воспитания положительно связан с авторитетным стилем воспитания; ежемесячный доход семьи положительно коррелируется с авторитетным стилем воспитания и отрицательно с авторитарным стилем воспитания. Родительский возраст отрицательно коррелируется с авторитарным стилем воспитания и психологическими симптомами детей. Таблица 2. Коэффициенты корреляции Пирсона между родительским стилем воспитания, ЭИ и психологическими симптомами детей

  1. 2. 3. 4.
1.Авторитетный стиль воспитания      
2. Авторитарное воспитание -.260***    
3. Традиционный для Китая стиль воспитания .130* .279***  
4. ЭИ детей .109* -.102* -.016
5. Другие эмоциональные состояния .004 .117* .122** -.174***

*p<.05, **p<.01, *** p <.001 В Таблице 3 приводятся результаты изучения авторитетного, авторитарного и традиционного для Китая стиля воспитания. Анализ исследования показал, что эмоциональный интеллект существенным образом влияет на психологические симптомы детей. Возраст и уровень образования родителей, ежемесячный доход семьи представлены в регрессионной модели в качестве контрольных переменных на первом этапе. Стили воспитания детей (авторитетный, авторитарный, традиционный для Китая) были включены на втором этапе, в то время как оценка эмоционального интеллекта была введена на последнем этапе.Таблица 3. Результаты иерархических множественных регрессий при прогнозировании психологических симптомов детей

  Модель 1 Модель 2 Модель 3
Независимая переменная β Бета β Бета β Бета
Этап 1
Возраст родителей -.067 -.097* -.058 -.084* -.058 -.085*
Уровень образования родителей .026 .008 -.008 -.002 -.029 -.009
Ежемесячный доход семьи .033 .013 .075 .030 .086 .035
Этап 2
Авторитетное воспитание     .028 .005 .084 .014
Авторитарное воспитание     .568 .084* .513 .076
Традиционный для Китая стиль воспитания     .770 .094* .809 .099*
Этап 3
ЭИ детей   -.822 -.134**
Итог      
  F(3,623)=    
  1.917 4.207** 11,557**

* р.< .05, ** р.< .01. *** р. < .001 Результаты исследования показали, что психологические симптомы детей коррелируются с родительским стилем воспитания, в частности, с авторитарным и традиционным для Китая стилями воспитания. Авторитетное воспитание оказало опосредованное влияние на психологические симптомы детей, в то время как авторитарное и традиционное для Китая воспитание оказало прямое влияние на психологические симптомы детей [7, с. 8-11]. Данные выводы о положительной связи между стилем воспитания родителей и ЭИ детей согласуются с результатами предыдущих исследований [7, с. 33–49]. В предоставленном исследовании авторитарное воспитание связано с ЭИ (Рис 1). Выводы повторяют результат предыдущих исследований о том, что авторитетное воспитание способствует не только развитию у детей ЭИ, но и оказывает поддержку их психическому благополучию. Прямые негативные влияния авторитарного и традиционного для Китая стилей воспитания с помощью ЭИ усилили свое влияние на психологические симптомы детей [8, с. 13]. 

http://meridian-journal.ru/uploads/2865/image005.png

Прямые влияния отмечены сплошными линиями (* р.< .05, ** р.< .01. *** р. < .001) а опосредованные связи указаны пунктирными линиями

Рис 1. Влияние стилей воспитания и эмоционального интеллекта на психическое здоровье детей

 

Представленное исследование дает эмпирическую основу для изучения корреляции между родительским стилем воспитания и психическим здоровьем детей из Китая. Результаты исследования говорят о важности индивидуальных особенностей детей, включая ЭИ. Как авторитарный стиль воспитания, так и традиционный для Китая стиль воспитания могут оказывать негативное влияние на психологическое здоровье детей, что требует от родителей осторожности в отношении их традиционной практики воспитания.