Целью исследования послужило изучение жизненного смысла студентов. Объект исследования: жизненные смыслы. Предмет: жизненный смысл студентов. Гипотезой исследования является предположение о том, что у студентов второго курса разных направлений подготовки существуют различия жизненных смыслов. Для решения поставленной задачи были выбраны следующие методики: «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова; тест смысло-жизненные ориентации, Д. А. Леонтьева.
Используя методику В.Ю. Котлякова «Методика жизненных смыслов» получили следующие результаты (рис.1.). Студенты в наибольшей степени выбирают альтруистическую и семейную категорию. Это говорит о том, что студенты не испытывают затруднений в установлении контактов в межличностных отношениях. К категориям нейтрального жизненного смысла можно отнести экзистенциональные, гедонистические, коммуникативные, статусные. Они находятся в пределах средних значений. Категории игнорируемых жизненных смыслов: когнитивные, самореализации.
Рис.1 Гистограмма представленности жизненных смыслов
Используя методику «СЖО», Д. А. Леонтьева, получили результаты, представленные в (табл.1).
Таблица 1
Средние значения жизненных смыслов (методика СЖО), Д. А. Леонтьева
Цели в жизни |
Процесс жизни |
Результативность жизни |
Локус контроля — Я |
Локус контроля — жизнь |
|
Среднее значение |
22,4 |
20,4 |
13,6 |
22,6 |
21 |
Ранг |
2 |
4 |
5 |
1 |
3 |
Преобладающий показатель «Локус контроля — Я». Это говорит о том, что испытуемые думают о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. Доминирующим показателем оказался критерий «Цели в жизни», говорит о наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем. Критерий «Локус контроля — жизнь». У испытуемых убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Ценность, имеющая малую значимость «Результативность жизни». Испытуемые не удовлетворены прожитой частью жизни или могли бы ее прожить гораздо лучше, чем это есть на самом деле.
Таблица 2
Средние значения жизненных смыслов студентов различных направлений
Категории жизненных смыслов |
1 группа |
2 группа |
Группа 1 Ранг |
Группа 2 Ранг |
Альтруистические |
21,2 |
22 |
1 |
1 |
Семейные |
18 |
20,5 |
2 |
2 |
Экзистенциональные |
16,8 |
13,3 |
3 |
4 |
Гедонистические |
10,6 |
10,5 |
6 |
5 |
Коммуникативные |
10,8 |
16,3 |
5 |
3 |
Статусные |
12,8 |
8,1 |
4 |
6 |
Когнитивные |
5 |
3,6 |
7 |
8 |
Самореализация |
4,8 |
5,7 |
8 |
7 |
У студентов различных направлений выявлено различие между жизненными смыслами «коммуникативными» и «статусными». Первая группа предпочитает статусные смыслы, коммуникативным. Вторая же группа наоборот. Показатели по шкалам «когнитивные» и «самореализация» были выявлены менее значимые.
Таблица 3
Средние значения жизненных смыслов различных направлений
|
Цели в жизни |
Процесс жизни |
Результативность жизни |
Локус контроля — Я |
Локус контроля — жизнь |
1 группа |
12,3 |
8 |
8,2 |
12,6 |
9 |
2 группа |
10,1 |
12,4 |
5,4 |
10 |
12 |
У первой группы в приоритете находятся «цели в жизни», «ЛК-Я»,в то время как у второй «процесс жизни», «ЛК-Я». Жизненные смыслы первой группы «процесс жизни», «результативность жизни», «ЛК-жизни» имеют средние показатели. Во второй группе «цели в жизни», «ЛК-Я» так же средние показатели, «результативность жизни» является игнорируемой.
Таким образом, мы можем говорить о том, что у студентов второго курса разных направлений подготовки существуют различия жизненных смыслов. Гипотеза подтвердилась.
Список литературы:
- Быкова Н.Л. Специфика смыслжизненных ориентаций различных групп учащейся молодёжи в ситуации субъективации жизненных целей.Автореф.дисс. Самара.2005 23с.
- Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 5–11.
п