ИЗУЧЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ПОДРОСТКОВ

29 мая 9:01

В связи с ускорившимся ростом суицидов (самоубийств) проблема суицидального риска приобрела ключевое значение [3].

Невероятно важной считал С.Кьеркегор  проблему самоубийства. Горькой иронией пропитаны его слова: «Повесься – ты пожалеешь об этом, не повесься – ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливые государи, резюме всей жизненной мудрости…» [3]

Невзирая на всемирную заинтересованность проблемой суицидального поведения, вплоть до начала XIX в. научно не занимались. Только в конце XIX в. появились первые труды в данном направлении, именно они и заложили основу изучения этой проблемы.

Э.Дюркгейм – автор первого исследования феномена самоубийства, которое было проведено в 1912 г. на русском языке [5]. В последующее время заинтересованность к проблеме самоубийства (суицида) начала набирать обороты.  Известные врачи, такие как Сикорский, Бехтерев, Корсаков активно занимались изучением данной проблемы. Русские писатели, публицисты и педагоги также внесли свой вклад в изучение проблемы, сред них: Куприн, Достоевский, Толстой. В наше время ежегодно проводятся международные симпозиумы. Создана ассоциация по предупреждению самоубийств, выпускаются специальные журналы.

Э. Дюркгейм дал классическое определению понятию суицид. Суицид — каждый летальный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, реализованного самим потерпевшим, если он знал об предстоящих его результатах [5][6]. Суицидальное поведение включает: самоубийство, попытки самоубийства (суицида, покушения на свою жизнь) и намерения (идеи) [5].

Суицидальное поведение является подвижным процессом, который в свою очередь состоит из нижеперечисленных этапов [8].

  1. Этап суицидальных тенденций – проявляющихся в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. Они являются прямыми или косвенными признаками.
  2. Этап суицидальных действий. Начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки.
  3. Этап постсуицидального кризиса — от момента совершения попытки суицида до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся повторностью проявления [6].

Вопрос о том, что же считать суицидом, на первый взгляд, вполне простой: намеренное лишение себя жизни. Несмотря на это, при изучении выясняется, что не так все просто. Проблема в том, что самоубийство часто пересекается с несчастным случаем или убийством. Все эти виды лишения человека жизни имеют сходные признаки и являются насильственной смертью. Следует помнить, что к самоубийству нельзя отнести причинение себе смерти в состоянии невменяемости, самоубийством не является также причинение себе смерти по неосторожности.

Эмиль Дюркгейм  выделял 3 основных вида суицида [7]:

  1. Эгоистическая аутоагрессия – самоуничтожение возникает на фоне того, что человек чувствует себя отчужденным и одиноким [8].
  2. Аномическая аутоагрессия является следствием неудач в приспособлении человека к общественным изменениям.
  3. Альтруистическая аутоагрессия – это суицид, совершенный человеком, авторитет которого был подавлен обществом или группой людей. Либо когда индивид жертвует собой во благо общества, ради какой–либо социальной, религиозной или философской идеи [8].

Э. Шнейдерман в своей модели описал общие черты суицида [10]:

  1. Общая цель всех самоубийств – поиск решения
  2. Общей задачей всех суицидов является завершение осознания невыносимой боли.
  3. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая или душевная боль.
  4. Общим стрессором являются психологи фрустрированные потребности.
  5. Общими суицидальными эмоциями являются безнадежность и беспомощность.
  6. Амбивалентность является общим внутренним отношением к суициду.
  7. Общим состоянием психики является снижение когнитивной сферы.
  8. Бегство или агрессия является общим действием при суициде.
  9. Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении.
  10. Общей закономерностью суицида является его соответствие какому-либо стилю поведения в жизни.

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей [4]:

  1. постоянная тема разговоров о самоубийстве и смерти;
  2. проявление интереса к скорбной и траурной музыки;
  3. разговоры об отсутствии смысла жизни;
  4. фантазии и мысли о смерти;
  5. высказывания типа «Нет смысла жить дальше; я хочу умереть и умру»;
  6. косвенные высказывания типа «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня; ничего, скоро вы отдохнете от меня»;
  7. написание прощальных писем;
  8. проявление признаков депрессии.

Дюркгейм выделил 4 основных мотива суицида: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический – с другой [5].

Суицидальное поведение у подростков чаще всего поясняется тем, что они  не имеют достаточно большого жизненного опыта и не могут верно, обусловить смысл своей жизни, наметить цель и способы её достижения. И.П. Павлов объяснял суицид утратой «рефлекса цели». В связи с этим он писал: «Рефлекс цели имеет колоссальное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой…» [1].

Исходя из вышеизложенного мы можем утверждать, что суицидальный риск увеличивается в кризисные периоды личности, такие как половое созревание (пубертат), зрелость, пожилой возраст. В кризисные моменты личность подвержена депрессивным тенденциям и возникает риск суицида.

Использованные источники:

  1. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи // Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. — М.: Смысл, 2005; с. 192-208.
  2. Бугай А. Г. Этапы суицидального повдения // Журн. Мир науки, образования. 2009
  3. Гизатулина А.А. Социальная природа суицида. — М., 2012
  4. Гилинский Я.И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. — СПб., 1999.
  5. Гилинский Я., Румянцева Г. Самоубийства в России. — М., 2009.
  6. Гладуэлл М. Переломный момент: как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. Специальное издание — М., 2007.¬400с.
  7. Глэддинг С. Психологическое консультирование./ С. Глэддинг. — СПб, 2002
  8. Говорин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность. Чита: Иван Федоров, 2008.
  9. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения подростков. — М. 2008.
  10. Дюркгейм Э. Самоубийство/ Э. Дюркгейм. — СПб, 1998.