ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСКОННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КАНАДЫ

28 января 5:44

Правовые основы охраны, окружающей среди сегодня заложены как на международном, так и на внутригосударственном уровне.

Современное развитие экологического законодательства на международном уровне происходит с 70-х годов прошлого века. Следует отметить, что и само понятие «окружающая среда» как объекта международно-правового регулирования начинает употребляться с 60—70 гг. XX в., когда состояние природы стало признаваться как кризисное и в его содержание, наряду с природными ресурсами, вкладывали ценностные понятия, отражающие качество жизни человека.

Основным принципом международного права в данной сфере является принцип непричинения вреда окружающей среде. Данный принцип был отражен в Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), и позднее в Декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Кроме названных, в сфере сотрудничества государств по охране окружающей среды действуют такие акты как Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г.) (с изм. и доп. от 19 ноября 1976 г.), Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (Лондон, 2 ноября 1973 г), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 20 мая 1980 г.). Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.) и ряд другие.

Среди внутригосударственных актов основным является Конституция РФ[1], которая определяет основное право – право на благоприятную окружающую среду и обязанность государства обеспечить ее защиту и охрану. Также в Конституции определена и система законодательства, в том числе и то, что международные нормы, признанные РФ, являются частью ее правовой системы. Конституция провозглашает собственность народа на природные богатства. Государство осуществляет управление им, через установление правил природопользования, определения норм пожарной охраны, экологической безопасности и т.д.

Важнейшим в контексте данного исследования является федеральный акт, определяющий права малочисленных коренных народов федеральный закон определяющий статус территорий традиционного природопользования[2].

В блоке кодифицированных актов следует назвать лесной[3], водный[4], земельный Кодексы и другие, непосредственно регулирующие отношения по использованию, защите и охране природных ресурсов.

На уровне федерального законодательства основным является ФЗ «Об охране окружающей среды»[5], который определяет в том числе и  субъектов обеспечения реализации экологических прав граждан, основным из которых является государство, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В сфере определения экологических прав граждан и их обеспечения действует большое количество подзаконных, ведомственных актов.

Поэтому, можно сделать вывод, что правовое регулирование природных ресурсов как объектов прав и элемента окружающей среды относится к межотраслевому регулированию.

В соответствии с разделением предметов ведения между федерацией и субъектами, в данной сфере действует законодательство и субъектов РФ

Экологические права должны гарантироваться не только правом, но и государством. Это следует из того, что правом определяются только юридически закрепленные возможности и правила природопользования и охраны природы, а реализация данных возможностей обеспечивается государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц.

Ответственность за совершение экологических правонарушений регулируется КоАП РФ[6], УК РФ[7], порядок возмещения вреда – ГК РФ[8].

КоАП РФ в определении экологических правонарушений ссылается на экологическое законодательство, т.е. в формулировании объективной стороны применяет такие формулировки как «нарушение правил», «установленных законом норм» и т.д.

Таким образом, можно отметить межотраслевое, осуществляемое на международном и внутригосударственном уровне правовое регулирование охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также две основные группы актов в сфере экологических правонарушений – определяющие порядок использования природных ресурсов и обеспечивающих экологическую безопасность, относящихся непосредственно к сфере экологического права, и кодифицированные акты определяющие правонарушения и юридическую ответственность.

Законы об охране окружающей среды принимаются в Канаде федеральным правительством, правительствами десяти провинций и правительствами трех северных территорий. Муниципальные органы власти в соответствии с полномочиями, делегированными законодательными собраниями провинций или территорий, также принимают законы на местном уровне в конкретных областях окружающей среды, таких как шум и использование канализации. Хотя Конституция Канады возлагает различные сферы ответственности на федеральный парламент и законодательные органы провинций, федеральные и провинциальные режимы экологического регулирования часто пересекаются. Охрана окружающей среды в основном находится в ведении провинций, которые имеют похожие, но не идентичные нормативные требования. Однако федеральное правительство осуществляет юрисдикцию в отношении некоторых конкретных вопросов.

Основными федеральными законами об охране окружающей среды являются:

  • Закон Канады об охране окружающей среды 1999 г.[9]
  • Закон о рыболовстве.
  • Закон о перевозке опасных грузов 1992 г.
  • Закон о видах риска.
  • Закон 1994 г. о Конвенции о перелетных птицах.
  • Закон о ядерной безопасности и контроле.
  • Канадский закон об экологической оценке (CEAA).

Так, в частности, канадский Закон о парках[10] гласит: «[…] Национальный парк, приоритетной целью которого является обеспечение сохранения и постоянной защиты территорий, представляющих природные регионы Квебека или природных объектов исключительного характера, в частности, из-за их биологического разнообразия, делая их доступными для общественности. в образовательных и развлекательных целях »(Gouvernement du Québec, 1977: 1).

Основным федеральным регулирующим органом является Министерство окружающей среды Канады. Другие важные регулирующие органы в конкретных областях включают рыболовство и океаны Канады, Транспорт Канады и Канадскую комиссию по ядерной безопасности.

Каждая провинция и территория приняли законы по защите окружающей среды. В некоторых областях, таких как транспортировка опасных грузов и видов, подвергающихся риску, провинциальное законодательство соответствует соответствующему федеральному законодательству. Каждая провинция приняла ту или иную форму основного закона об охране окружающей среды и создала ключевой экологический регулятор:

  • В Британской Колумбии основным законом об охране окружающей среды является Закон об управлении окружающей средой, находящийся в ведении Министерства окружающей среды Британской Колумбии.
  • В Альберте Закон об охране и улучшении окружающей среды находится в ведении Alberta Environment and Sustainable Resource Development. И т.д.

Таким образом, правовое регулирование режима охраны территорий традиционного природопользования можно рассматривать на трех уровнях – международном, в рамках которого устанавливаются нормы о защите окружающей среды и защите прав коренных народов; внутригосударственном, как для России, так и для Канады он представлен уровнем федерального законодательства и законодательства субъектов. Ввиду большей самостоятельности регионов, в Канаде правовой режим земель территорий традиционного природопользования и специфика совместного управления ими более дифференцирована, чем в нашем государстве.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «Konstitucija Rossijskoj Federacii» (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmenenijami, odobrennymi v hode obshherossijskogo golosovanija 01.07.2020)
  2. Federal’nyj zakon ot 30.04.1999 N 82-FZ (red. ot 13.07.2020) «O garantijah prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii» Federal’nyj zakon ot 07.05.2001 N 49-FZ (red. ot 08.12.2020) «O territorijah tradicionnogo prirodopol’zovanija korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal’nego Vostoka Rossijskoj Federacii»
  3. «Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 04.12.2006 N 200-FZ (red. ot 31.07.2020
  4. «Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 03.06.2006 N 74-FZ (red. ot 24.04.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 14.06.2020)
  5. Federal’nyj zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (red. ot 31.07.2020) «Ob ohrane okruzhajushhej sredy»
  6. «Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah» ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 31.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 11.08.2020)
  7. «Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 31.07.2020)
  8. «Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ vtoraja)» ot 26.01.1996 N 14-FZ (red. ot 27.12.2019, s izm. ot 28.04.2020)
  9. Loi canadienne sur la protection de l’environnement (1999) (L.C. 1999, ch. 33)
  10. Loi sur les parcs nationaux du Canada (L.C. 2000, ch. 32)

 

[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

[2] Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

[3] «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

[4] «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020)

[5] Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды»

[6] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)

[7] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

[8] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ

(ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020)

[9] Loi canadienne sur la protection de l’environnement (1999) (L.C. 1999, ch. 33)

[10] Loi sur les parcs nationaux du Canada (L.C. 2000, ch. 32)