Согласно ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об отходах производства и потребления» (далее — ФЗ №89) основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются:
— охрана здоровья человека,
— использование наилучших доступных технологий в области обращении с отходами;
— комплексная переработка отходов производства и потребления в целях уменьшения количества отходов;
Среди приоритетных направлений в области обращения с отходами производства и потребления выделяют обработку, утилизацию и обезвреживание отходов [1].
Ежегодно в Российской Федерации вводятся в эксплуатацию новые объекты по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, и в 2017 г. их численность составила 29 установок по утилизации и переработке отходов и 15 предприятий по обезвреживанию и захоронению отходов. За период 2010-2017 гг. количество введенных в действие установок по утилизации отходов имело тенденцию к росту. Наибольшее количество установок по утилизации и переработке отходов было введено в действие в Северо-Западном и Уральском федеральных округах а наибольшее количество предприятий по обезвреживанию и захоронению отходов – в Приволжском федеральном округе.
Необходимо отметить, что в сфере утилизации отходов производства и потребления разрабатываются государственные и местные программы на реализацию которых направляются бюджетные средства в виде прямых инвестиций, налоговых льгот, бюджетных кредитов, предоставляемых предприятиям, осуществляющим сбор и утилизацию отходов в качестве вторичных ресурсов.
В настоящее время в Российской Федерации разработан национальный проект «Экология», который включает в себя национальные цели и стратегические задачи экологического развития государства.
Целью национального проекта является: эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных несанкционированных свалок.
Данный проект включает в себя федеральные проекты: «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» а так же федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности».
Целью комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами является получение в 2022 г. и в 2024 г. результатов по вводу в промышленную эксплуатацию 21,7 млн. тонн мощностей по обработке твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 24.5 ФЗ №89 средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами [1].
Порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование государственных программ в области обращения с отходами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы» [2].
Особое внимание уделяется и отходам I и II классов опасности. В соответствии с Указом Призидента необходимо принять меры по обеспечению безопасного обращения с чрезвычайно опасными отходами [3].
Согласно данному Указу был введен федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности и оператор по обращению с отходами I и II классов опасности.
Согласно ФЗ №89, федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — это юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации;
Оператор по обращению с отходами I и II классов опасности- это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности.
Так же необходимо отметить, что в соответствии со «Стратегией по развитию промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» одним из механизмов развития деятельности в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов станет создание и развитие системы экотехнопарков которые должны обеспечивать комплексную обработку, утилизацию и обезвреживание конкретных видов отходов [4].
Основными целями формирования экотехнопарков являются снижение количества размещения отходов и увеличение уровня использования вторичного сырья, а так же снятие социальной напряженности за счет ликвидации полигонов и несанкционированных свалок.
Создание сети экотехнопарков уже опробовано в Японии, где рядом с городами действуют более 15 «мусорных» кластеров».
В конце 2017 года первый экотехнопарк в Южном Федеральном округе начали строить в Волгограде.
В Нижегородской области создание комплекса объединяющий обработку, утилизацию и обезвреживание отходов было организованно на площадях бывшей птицефабрики Балахнинского района Ключевым проектом этого технопарка должно стать производство строительных материалов из трех видов токсичных отходов гальванических и металлургических производств.
В конце 2017 года в Мурманской области построена первая линия экотехнопарка по утилизации отходов, которая была начата в 2013 году. В рамках работ было установлено два котла мощностью 600 и 350 КВт, а так же система улавливания загрязняющих веществ.
Таким образом, среди основных направлений государства в области утилизации отходов является софинансирование объектов по обезвреживанию и утилизации объектов обращения с отходами. В рамках национального проекта «Экология» созданы федеральные проекты, целью которых является строительство 95 комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, 150 мусоросортировочных комплексов ТКО и 40 многофункциональных сортировочных комплексов, а так же принятие мер по обеспечению безопасного обращения с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами.
Список литературы:
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об отходах производства и потребления» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс (Дата обращения: 24.11.2019).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс (Дата обращения: 24.11.2019);
- Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс (Дата обращения: 24.11.2019);
- Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 г. № 84-р «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года»