ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ КРИЗИСКНОЙ СИТУАЦИИ

9 февраля 9:16

Экологическая культура — является частью общечеловеческой культуры, общественных и индивидуальных норм, касающихся отношения человека и природы. Процесс формирования экологической культуры в обществе называется «экологическим просвещением». Подобная практика складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания рачительного отношения к окружающей среде и осмысленного пользования природными ресурсами. Очень остро проблема сохранение окружающей среды стоит в наше время, по сколько проблемы экологии носят глобальный характер[1].

Взаимосвязь человека и окружающего его мира имеет большую историю, от времен, когда человек полностью зависел от природы и до настоящего времени, когда развитие техники и технологий приводит в ряде случаев к возникновению экологических проблем.

На протяжении всей истории существования человека, идет взаимодействие его с природой Земли. Постижение природных явлений и желание предугадывать и управлять ими всегда было присуще человеку. По мере своего развития человечество, стремилось выжить, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, учась пользоваться огнем и готовить на нем пищу, использовать шкуры животных в качестве одежды, изготавливать орудия труда. В чуть более поздний доисторический период люди научились строить жилища, умело пользоваться копьями, луком и стрелами для охоты, костяными крючками для ловли рыбы. Но всегда в тот период существовала целостность человека и природы, первобытный человек не выделял себя из природы, он был слитным с ней, т.к все подчинялось одним и тем же законам рождения, жизни и смерти.  По мере своего развития человек повышал свою защищённость от стихийного буйства окружающей его среды.

В период развития промышленного капитализма, возникает ещё один тип отношения человека к окружающей его природе. Начинается интенсивная преобразовательная деятельность, целью которой является господство технических достижений над природой. Природные ресурсы расцениваются как кладовая, пользоваться которой можно без счета и меры. Капиталистический способ производства в погоне за максимальной прибылью доводил потребительское отношение к природным ресурсам до крайней степени. Капитализм развил мощную индустрию, которая открыла перед человеком возможность переделки, и преобразования природы. Обществом завладели идеи наживы, которые породили безудержное расхищение богатств планеты [3].

Из выше сказанного видно, что культура отношения человека к природе  существовала на всех этапах человеческой истории, но все это время она изменялась диалектически противоречивым образом.

Потребляя все в большей степени природные ресурсы с помощью более развитых технических средств человеческая цивилизация в прогрессирующей форме улучшало условия своего развития. Но тем самым значительно подорвало естественные основы своей жизнедеятельности. Так за последние столетия на планете истреблены около две трети лесов, исчезли многие виды животных и растений, происходит загрязнение окружающей среды.   

Современные ученые выделяют нескольких десятков основных вопросов, которые требуют особенного внимания. Вот основные из них:

-Загрязнение воздуха и воды

-Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами;

-Сокращение численности и площади естественных сред обитания     

-Опустынивание

-Уменьшение запасов пресной воды

-Сокращение озонового слоя, озоновые дыры

-Кислотные дожди

-Глобальное потепление

-Повышение уровня Мирового океана

-Исчезновение редких видов животных

-Перенаселение

   Без решения данных экологических проблем невозможно полноценное развитие общества в будущем. Так как эти проблемы приобрели за последние десятилетия глобальный мировой масштаб и могут иметь для будущего поколения большие негативные последствия. Разрабатываются много проектов для формирования экологической культуры в обществе. Идет активная агитационная программа, в процессе которой должно постепенно меняться отношение человечества к его среде обитания. От покорения и завоевания — к развитию гармоничных отношений с природой. [4]. 

Признаком высокой экологической культуры общества сегодня принято считать умение достичь максимально возможного единства всего социального и природного, понимание того, что охрана окружающего мира – это средство сохранения человека как вида. [5]. 

    Формирование экологической культуры – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства. Этот процесс предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения правил и требований, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды

И лишь совместными усилиями — «всем миром», возможно изменить состояния кризисной ситуации в экологии и обеспечить будущему поколению существование в полной гармонии с природой нашего общего дома «Земля».

 

 

Список литературы и источников:

  1. Аргунова М.В. На пути к устойчивому будущему: проблемы экологического образования и просвещения. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. — М.: МИОО. — 2006. 23с
  2. Двятковская Е.Н. Байкальское соглашение: рефлексия проблем, выявленных интернет-конференцией. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. — М.: МИОО. — 2006. 13с.
  3. Захлебный А.Н. Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. — М.: МИОО. — 2006. 9с.
  4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е.
  5. Криксунов Е. А.К82 Экология. : Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. — 6-е изд., стереотип.— М.: Дрофа, 2002. — 256 с.: ил.