ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНОГО И ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ГРУЗА ПРИ ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ

11 февраля 7:15

При перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов сталкиваются с рядом трудностей. Например, при процессах погрузки и разгрузки. Для того чтобы выполнить эти операции в ряде случаев необходимо специальное оборудование, такое как краны и такелажное оборудование. Все оборудование должно быть сертифицировано и иметь соответствующую грузоподъемность. Кроме того, процессы погрузки и разгрузки должны осуществляться квалифицированными работниками с обширным опытом работы.

Одним из важных этапов после завершения процесса погрузки является крепление груза. Надежное и безопасное крепление груза – это основа успешной организации доставки. Существует множество случаев, когда некачественное крепление груза приводило к его потере и нанесению ущерба окружающей среде. Кроме того, это может привести к аварии  в результате которой могут погибнуть множество людей.  Причины возникновения этих случаев является бракованное или неправильное крепежное оборудование, неправильное размещение и крепление груза и ненадлежащие исполнение техники безопасности.

Классификация последствий аварий:

  • Нанесение ущерба людям и окружающей среде. Последствия этой группы серьезные и наносят непоправимый вред жизни человека и окружающей среде;
  • Повреждения транспортных средств. Если крепление груза было нарушено, то первое препятствие на пути груза будет грузовой автомобиль;
  • Повреждения груза. Владельцы подобного груза часто страхуют его, чтобы минимизировать риски;
  • Экономический эффект. Повреждение груза приводит к задержке в результате увеличения сроков доставки, а также экономическим потерям, снижению клиентской базы;
  • Комбинированные результаты. К этой группе относятся случаи, когда цепная реакция происходит из-за дефекта крепления груза малой величины с сочетанием
    других факторов приводят к фатальным результатам;

При определении способов размещения груза, кроме габаритных параметров и массы груза, должны учитываться силы и нагрузки, действующие на груз при его транспортировке:

  • Продольная инерционная сила. Данная сила возникает при процессах разгона и торможения транспортного средства;
  • Поперечная инерционная сила. Данная сила возникает при движении транспортного средства и вписывании его в кривые и переходные участки пути;
  • Вертикальная инерционная сила. Данная сила возникает из-за ускорений при колебании кузова транспортного средства при движении;
  • Ветровая нагрузка. Данная сила действует на поверхность транспортного средства и на выступающие за пределы кузова части груза;
  • Сила трения. Возникает между грузом и полом кузова подвижного состава. Данная сила препятствует перемещению груза в кузове подвижного состава;
  • Сила тяжести.

Точкой приложения всех инерционных сил является центр силы тяжести, а силы ветра – центр наветренной поверхности груза.

Смещение груза происходит, когда сила инерции будет превышать силу трения. Для того, чтобы обеспечить несмещаемость груза, должны быть соблюдены следующие условия:

  • Сумма сил в каждом направлении должна быть равна нулю;
  • Сумма моментов в каждой плоскости должна быть равна нулю.

Следовательно, без обеспечения должного крепления, груз  будет смещаться под действием этих сил. Поэтому существует специальное крепежное оборудование, которое позволяет обеспечить фиксацию груза на одном месте. 

Согласно Приказу Минтранса России от 12.01.2018 N10 требования по размещению и креплению груза должно соответствовать схеме размещения и крепления груза, разработанной производителем транспортного средства [1]

Основные способы крепления груза перечислены в Приказе Минтранса России от 15.01.2014 N7 (ред. От 01.03.2018) [2].

Классификация способов крепления грузов:

  1. Распорные. К данному виду оборудования относят упоры, бруски, деревянные распорки. Фиксация груза заключается в закреплении упор (гвоздевыми, болтовыми или сварочными соединениями) к полу транспортного средства там, где размещается груз. Располагают, как правило, вдоль или поперек кузова. Недостатком такого способа является значительное увеличение веса груза.
  2. Прижимные. Данный способ крепления представляет собой метод удержания груза с помощью ремней, они стягивают его и удерживают прижатым к грузовой платформе. Прижимные ремни располагают таким способом, чтобы они контактировали только с грузом или/и точками крепления. Запрещается прохождение их поверх нежестких предметов, боковых перемычках и т.д.
  3. Фрикционные. К данному виду оборудования относят противоскользящие маты. Они изготавливаются из высокофрикционных материалов для увеличения трения между платформой транспортного средства и грузом. Их можно установить на платформе или зафиксировать к грузу. 
  4. Растяжные. Растяжки изготавливают из стальных тросов, цепей, стали полосовой, круглой, квадратной, шестигранной. Растяжку закрепляют одним концом за детали кузова транспортного средства, другим концом за деталь кузова.

Одновременно можно использовать разные виды крепления. Также запрещается привлекать подсобные механизмы, такие как штанги, рычаги, монтировки.

Все эти способы крепления должны быть способны выдержать различные погодные условия, такие как дождь, ветер или влажность.

Для качественного крепления груза существует потребность в профессиональной команде специалистов, которые будут обеспечивать надлежащее крепление груза.  Также, водитель обязан проверять исправность крепежного оборудования на транспортном средстве после приведения их в рабочее состояние, а также во время перевозки груза.

Правильное крепление и распределение груза в кузове транспортного средства обеспечивает его сохранность и безопасность процесса транспортировки.

         Использованные источники:

  1. Троицкая Н. Логистика в перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов [Текст] / Н. Троицкая. LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 140 с.
  2. Герами В. Д. Колик А. В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Герами , А. В. Колик. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 512 с. 

 

[1] Приказ Минтранса России от 12.01.2018 N 10 «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» [Электронный реурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297052/  (дата обращения: 09.03.2020 г.).

 

[2] Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (ред. от 01.03.2018) «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» [Электронный реcурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164216/ (дата обращения: 13.03.2020 г.).