УЛУЧШЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

13 июля 4:40
Производство электрической энергии в изолированных энергосистемах северных регионов (более 60% Российской Федерации), в основном, осуществляется на дизельных электростанциях (ДЭС), количество которых по оценке Российского энергетического агентства составляет около 900, с выработкой электрической энергии — 2,54 млрд кВт/ч в год. Основными проблемами энергоснабжения изолированных потребителей являются большие логистические расходы, связанные с транспортировкой дизельного горючего для ДЭС на дальние расстояния с низкой плотностью транспортной инфраструктуры, а также высокой стоимостью самого топлива. Рост цен на дизельное топливо способствует повышению стоимости электроэнергии, генерируемой на ДЭС [1,2].



Таблица  – Стоимость дизельного топлива







Наименование АЗС Цена за 1 литр, в рублях
АО «Саханефтегазсбыт» 56,00
ООО «Паритет» 57,00
ПАО «ЯТЭК» 50,50
АО «Туймаада-Нефть» 55,90
ООО «Сибойл» 56,50


В таблице приведены цены дизельного топлива за 1 литр в автозаправочных станциях города Якутска по состоянию на 28 ноября 2018 года.



Значительность площади территории Республики Саха (Якутия) делает невозможным ее охват линиями электропередачи, а отсутствие крупных населенных пунктов и соответственно промышленных потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников генерации с большой установленной мощностью, вследствие чего энергообеспечение, в основном, носит социальный характер. На подстанциях около 35% оборудования морально и физически устарели и сняты с производства.



Согласно официальным источникам информации малая энергетика Республики Саха (Якутия) характеризуется следующими проблемами:

  • износ зданий и сооружений дизельных электростанций составляет 58%;
  • структурой топливного баланса, в которой доля дизельного горючего составляет 94% что соответственно, приводит к высокой себестоимости вырабатываемой энергии;
  • сложной транспортной схемой с несколькими перевалками с одного вида транспорта на другой;
  • досрочным характером завоза горючего и соответственно материально-технических ресурсов (МТР), связанных с короткими сроками навигации и труднодоступностью малых рек Якутии;
  • необходимостью создания депонационных запасов дизельного горючего и МТР, что ведет к замораживанию оборотных средств на срок до полутора лет;
  • совпадением размера кредитных ресурсов, привлекаемых ежегодно для завоза дизельного топлива, с уровнем максимально возможной долговой позиции, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия;
  • высоким уровнем потерь электрической энергии в распределительных сетях (около 16%), превышающий средне — российский уровень (10%) в 1,6 раза, что при высокой себестоимости электрической энергии приводит к ощутимым финансовым потерям [3].

Электроэнергетика Республики Саха (Якутия)



Малая энергетика Республики Саха (Якутия) включает в себя 164 автономных дизельных электростанций, принадлежащих ОАО АК «Якутскэнерго» и дочерней ОАО «Сахаэнерго» с общей установленной мощностью 310 МВт. Эти ДЭС обеспечивают жизнедеятельность примерно 200 населенных пунктов, расположенных на площади около 2,5 млн. и охватывающих 25 районов с населением 185 тыс.чел. Основное оборудование автономных ДЭС состоит из более 700 дизельных генераторов разных типов и модификаций, работающих на дорогостоящем дизельном топливе. Выработка электроэнергии автономными ДЭС за один год составляет более 400 млн.кВт/ч (всего 5 % от всей выработки ОАО АК «Якутскэнерго»), в то же время затраты в «общей копилке» — около 30 %. Дизельные электростанции отдаленных районов республики состоят из 598 ед. дизель – генераторов марки ЯМЗ, ДГ312, ДГ72, которые изолированы и работают на свои распределительные электросети, охватывающие территорию отдельного села или поселка. Такие дизельные электростанции могут работать автономно и в общую сеть параллельно с другими аналогичными агрегатами и с сетью неограниченной мощности, что позволяет на их базе создавать станции большой мощности. Дизель – генераторы устанавливаются в закрытых, отапливаемых и соответственно вентилируемых помещениях на бетонном фундаменте непосредственно или с использованием общей стальной подмоторной рамы. Общая компоновка таких агрегатов обеспечивает хороший доступ к узлам и деталям, требующих периодический осмотр и уход. С агрегатами поставляются необходимые инструменты и приспособления, позволяющие быстро и качественно производить монтаж и демонтаж электроагрегата, разборку и сборку узлов.



Пути снижения себестоимости электроэнергии в отдаленных районах Республики Саха (Якутия)



Исходя из выше сказанного следует, что актуальным остается вопрос перехода от одного способа смесеобразования к другому с целью достижения новых требований, предъявляемых к дизельным двигателям внутреннего сгорания, которое позволит повысить энергетические, экономические и экологические показатели дизельных двигателей.



Для достижения этих целей в настоящее время в республике активно реализуются программы развития малой энергетики и соответственно оптимизации локальной энергетики. Основными целями программ являются снижение тарифов на электроэнергию в Республике Саха (Якутия) и снижение затрат локальной энергетики на дальнепривозное дизельное топливо. Перевод на газовое топливо ДЭС Северных районов повысит эффективность функционирования электростанции, за счет снижения количества дорогостоящего дизельного горючего и уменьшения себестоимости вырабатываемой электроэнергии. Переход отдаленных дизельных электростанций на газовое топливо можно охарактеризовать следующими преимуществами [4]:



— реальный и эффективный способ выработки электроэнергии в современных условиях;



— надежное и безопасное обеспечение населения и экономики Республики Саха (Якутия) относительно дешёвым газовым топливом по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение тарифов на электроэнергию:



— минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе совершенствования структуры сгорания топлива;



— исполнение решений правительства РФ и обращения Президента РФ.



 



 



 



 



 



Список литературы

  1. Ильковский К.К., Кычкин П.Е. «Актуальность перехода отдаленных дизельных электростанции республики Саха (Якутия) на местное топливо на примере газогенераторных установок работающих на древесном топливе». Международная научно — практическая конференция «Малая энергетика-2008» ОАО АК «Якутскэнерго», г. Якутск, Россия
  2. Лаврик А.Н. «Топливо для ДВС»: Учебное пособие. Челябинск: ЧГТУ, 2007.-70 с.
  3. Отчет по научно-исследовательской работе «Разработка схемы и программы развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 гг». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sakha.gov.ru – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 28.05.2018).
  4. Ф.Г. Гайнуллин, А.И. Гриценко, Ю.Н. Васильев и др. «Природный газ как моторное топливо на транспорте» /. М.: Недра, 1996. — 25 с.