Таблица – Стоимость дизельного топлива
Наименование АЗС | Цена за 1 литр, в рублях |
АО «Саханефтегазсбыт» | 56,00 |
ООО «Паритет» | 57,00 |
ПАО «ЯТЭК» | 50,50 |
АО «Туймаада-Нефть» | 55,90 |
ООО «Сибойл» | 56,50 |
В таблице приведены цены дизельного топлива за 1 литр в автозаправочных станциях города Якутска по состоянию на 28 ноября 2018 года.
Значительность площади территории Республики Саха (Якутия) делает невозможным ее охват линиями электропередачи, а отсутствие крупных населенных пунктов и соответственно промышленных потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников генерации с большой установленной мощностью, вследствие чего энергообеспечение, в основном, носит социальный характер. На подстанциях около 35% оборудования морально и физически устарели и сняты с производства.
Согласно официальным источникам информации малая энергетика Республики Саха (Якутия) характеризуется следующими проблемами:
- износ зданий и сооружений дизельных электростанций составляет 58%;
- структурой топливного баланса, в которой доля дизельного горючего составляет 94% что соответственно, приводит к высокой себестоимости вырабатываемой энергии;
- сложной транспортной схемой с несколькими перевалками с одного вида транспорта на другой;
- досрочным характером завоза горючего и соответственно материально-технических ресурсов (МТР), связанных с короткими сроками навигации и труднодоступностью малых рек Якутии;
- необходимостью создания депонационных запасов дизельного горючего и МТР, что ведет к замораживанию оборотных средств на срок до полутора лет;
- совпадением размера кредитных ресурсов, привлекаемых ежегодно для завоза дизельного топлива, с уровнем максимально возможной долговой позиции, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия;
- высоким уровнем потерь электрической энергии в распределительных сетях (около 16%), превышающий средне — российский уровень (10%) в 1,6 раза, что при высокой себестоимости электрической энергии приводит к ощутимым финансовым потерям [3].
Электроэнергетика Республики Саха (Якутия)
Малая энергетика Республики Саха (Якутия) включает в себя 164 автономных дизельных электростанций, принадлежащих ОАО АК «Якутскэнерго» и дочерней ОАО «Сахаэнерго» с общей установленной мощностью 310 МВт. Эти ДЭС обеспечивают жизнедеятельность примерно 200 населенных пунктов, расположенных на площади около 2,5 млн. и охватывающих 25 районов с населением 185 тыс.чел. Основное оборудование автономных ДЭС состоит из более 700 дизельных генераторов разных типов и модификаций, работающих на дорогостоящем дизельном топливе. Выработка электроэнергии автономными ДЭС за один год составляет более 400 млн.кВт/ч (всего 5 % от всей выработки ОАО АК «Якутскэнерго»), в то же время затраты в «общей копилке» — около 30 %. Дизельные электростанции отдаленных районов республики состоят из 598 ед. дизель – генераторов марки ЯМЗ, ДГ312, ДГ72, которые изолированы и работают на свои распределительные электросети, охватывающие территорию отдельного села или поселка. Такие дизельные электростанции могут работать автономно и в общую сеть параллельно с другими аналогичными агрегатами и с сетью неограниченной мощности, что позволяет на их базе создавать станции большой мощности. Дизель – генераторы устанавливаются в закрытых, отапливаемых и соответственно вентилируемых помещениях на бетонном фундаменте непосредственно или с использованием общей стальной подмоторной рамы. Общая компоновка таких агрегатов обеспечивает хороший доступ к узлам и деталям, требующих периодический осмотр и уход. С агрегатами поставляются необходимые инструменты и приспособления, позволяющие быстро и качественно производить монтаж и демонтаж электроагрегата, разборку и сборку узлов.
Пути снижения себестоимости электроэнергии в отдаленных районах Республики Саха (Якутия)
Исходя из выше сказанного следует, что актуальным остается вопрос перехода от одного способа смесеобразования к другому с целью достижения новых требований, предъявляемых к дизельным двигателям внутреннего сгорания, которое позволит повысить энергетические, экономические и экологические показатели дизельных двигателей.
Для достижения этих целей в настоящее время в республике активно реализуются программы развития малой энергетики и соответственно оптимизации локальной энергетики. Основными целями программ являются снижение тарифов на электроэнергию в Республике Саха (Якутия) и снижение затрат локальной энергетики на дальнепривозное дизельное топливо. Перевод на газовое топливо ДЭС Северных районов повысит эффективность функционирования электростанции, за счет снижения количества дорогостоящего дизельного горючего и уменьшения себестоимости вырабатываемой электроэнергии. Переход отдаленных дизельных электростанций на газовое топливо можно охарактеризовать следующими преимуществами [4]:
— реальный и эффективный способ выработки электроэнергии в современных условиях;
— надежное и безопасное обеспечение населения и экономики Республики Саха (Якутия) относительно дешёвым газовым топливом по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение тарифов на электроэнергию:
— минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе совершенствования структуры сгорания топлива;
— исполнение решений правительства РФ и обращения Президента РФ.
Список литературы
- Ильковский К.К., Кычкин П.Е. «Актуальность перехода отдаленных дизельных электростанции республики Саха (Якутия) на местное топливо на примере газогенераторных установок работающих на древесном топливе». Международная научно — практическая конференция «Малая энергетика-2008» ОАО АК «Якутскэнерго», г. Якутск, Россия
- Лаврик А.Н. «Топливо для ДВС»: Учебное пособие. Челябинск: ЧГТУ, 2007.-70 с.
- Отчет по научно-исследовательской работе «Разработка схемы и программы развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 гг». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sakha.gov.ru – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 28.05.2018).
- Ф.Г. Гайнуллин, А.И. Гриценко, Ю.Н. Васильев и др. «Природный газ как моторное топливо на транспорте» /. М.: Недра, 1996. — 25 с.