Мировой опыт показывает, что инвестиционно-строительная деятельность – важная составляющая развития любой экономической системы, индикатор состояния экономики страны, а колебания инвестиционных вложений рассматриваются как показатель изменений совокупного спроса и в перспективе – объема национального производства и уровня занятости населения. Возникает необходимость создания соответствующих методов оценки и средств предупреждения или снижения возможных потерь от различных типов риска проектов в инвестиционно-строительной сфере. Существует необходимость найти и предложить наиболее рациональные способы оценки риска, обусловленного неопределённостью внешней среды.
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года описывает наиболее приоритетную задачу развития транспорта, а именно, строительство высокоскоростного интегрированного сообщения[7].
Маршруты планируемых высокоскоростных магистралей:
· ВСЖМ-1: Москва-Санкт-Петербург
· ВСМ-2: Москва-Казань
· ВСМ-3: Центр-Юг (Москва-Ростов-на-Дону-Адлер)
· ВСМ: Казань-Самара
Первым этапом организации высокоскоростного железнодорожного движения в Российской Федерации станет строительство участка ВСМ «Москва — Казань», который пройдет по территории семи субъектов Российской Федерации.
Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок обеспечит улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути, что позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения также обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня[5].
При учете социально-экономических эффектов от реализации ВСМ, таких как макроэкономический эффект и сокращение времени пассажиров в пути, чистый дисконтированный доход проекта составляет 59,98 млрд. руб., срок окупаемости –10 лет (период рассмотрения денежных потоков – 32 года). Данные показатели обосновывают экономическую эффективность для крупных инфраструктурных проектов[2, 3].
Крупномасштабные строительные проекты весьма рискованы. К основным рискам проекта ВСМ «Москва-Казань» можно отнести макроэкономические, рыночные, технические, социальные и экологические[1, 6].
При расчете эффективности проекта с учетом рисков можно использовать интервальную оценку, которая рассчитывается по формулам:
где – притоки денежных средств с учетом отклонения 20% от математического ожидания величины
– притоки денежных средств с учетом отклонения 20% от математического ожидания величины
– коэффициент дисконтирования, рассчитанный по формуле:
,
где Е – норма дисконта[4].
Значительное отклонение обосновывается долгосрочностью проекта.
составляет 40,79 млрд. руб. при сроке окупаемости 13 лет, — 79,16 млрд. руб. при сроке окупаемости 8 лет.
С помощью критерия Гурвица определим взвешенное среднее между двумя границами в умеренно пессимистическом прогнозе:
где – границы интервала,
– коэффициент оптимизма .
При = 0,4 ожидается значение чистого дисконтированного дохода в 54,95 млрд. руб.
Таким образом, интервальная оценка позволяет учесть риски проекта при высокой степени неопределенности в чистом дисконтированном доходе. Расчеты показали, что проект эффективен с учетом отклонения в 20% денежных притоков и оттоков проекта. При умеренно пессимистическом прогнозе ожидаемый чистый дисконтированный доход составит 54,95 млрд. руб.
Библиографический список
1. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство. – М.: Стандартинформ, 2012. – 24 с.
2. Каллаур Г.Ю., Ромашкова М.Р., Метод анализа издержек и выгод при оценке инфраструктурных проектов // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. Выпуск №12. – М.: Маска. 2017. 34 — 41 с.
3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477) [Электронный ресурс] – КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru
4. Непомнящий Е.Г., Экономическая оценка инвестиций // Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 292 С.
5. Ромашкова М. Р. Социально – экономическая значимость проекта высокоскоростной магистрали «Москва – Казань» // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2019/10/Ромашкова-М.-Р.pdf: Загл. с экрана
6. Ромашкова М.Р., Риски проекта высокоскоростного железнодорожного транспорта // Научный электронный журнал Меридиан. Выпуск №13. – Якутск: 2019. 309-311 с.
7. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] — http://government.ru/docs/19759/.