На сегодняшний день вопрос о повышение энергетической эффективности бюджетных организаций – одна из важнейших задач, сформулированных правительством. Проблема неэффективного и нерационального использования ресурсов требует комплексного подхода к управлению энергосбережением [1]. Энергетическое обследование (энергоаудит) позволяет оценить существующие энергетические расходы, выявить наибольшие потери энергии, определить потенциал энергосбережения и на основе полученных данных составить программу энергосберегающих мероприятий. Энергосберегающие мероприятия разработаны, согласно требованиям [2], в соответствии с которым, на основании обязательного энергетического обследования, необходимо оправданно и аргументировано уменьшать потребление энергетических ресурсов и повышать энергетическую эффективность зданий и сооружений.
На сегодняшний день, выделяют несколько проблем [3], ограничивающие проведение энергосберегающих мероприятий в сфере городского хозяйства:
- не достаточно реализована нормативно-правовая база по эксплуатации приборов учета;
- отсутствие стимулов к экономии энергоресурсов;
- нехватка необходимого количества квалифицированного инженерно-технического персонала на уровне научно-технических исследований, проектирования и эксплуатации систем теплоснабжения;
- отсутствие закона о теплоснабжении и правил пользования электрической энергией, что создает массу вопросов, конфликтов между поставщиками тепловой энергии и потребителями;
- нехватка финансирования, для внедрения энергосберегающих мероприятий;
- отсутствие организационно — правовой базы для притока инвестиций в энергосберегающие проекты;
- отсутствие экономических и финансовых механизмов, которые должны быть ориентированы на поддержание и развитие процесса энергосбережения, и во внедрении энергоэффективных проектов в сфере городского хозяйства.
В настоящее время, потенциал в сфере энергосбережения в России составляет около 400 млн. т условного топлива. Бюджетные организации используют около 20% от всего энергопотребления в стране. За счет проведения мероприятий по повышению энергоэффективности в зданиях бюджетной сферы может быть сэкономлено примерно 100 млрд. рублей. Энергосбережение бюджетных учреждений является актуальным направлением в экономике, поскольку расходы на энергоресурсы ежегодно возрастают на 15–20%.
В условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители расточительное и неэффективное использование энергоресурсов недопустимо. Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач.
Многочисленные энергосберегающие программы, технические разработки, современное оборудование, экспериментальные объекты, появившиеся в последние несколько лет, создали реальные предпосылки для снижения энергопотребления в зданиях и сооружениях.
Как показывает опыт, значительная доля энергосберегающего эффекта может быть получена при модернизации систем горячего водоснабжения и отопления, устранении тепловых потерь в магистральных тепловых сетях, регулировании и учете потребления энергоресурсов.
В настоящее время эффективное энергопотребление является одной из приоритетных задач российской экономики и ключевым условием эффективного развития страны.
Внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами в практику теплофикации и централизованного теплоснабжения позволяет резко повысить технический уровень эксплуатации этих систем и обеспечить значительную экономию топлива. Кроме экономии топлива, автоматизация рассматриваемых систем позволяет улучшить качество отопления зданий, повысить уровень теплового комфорта и эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства в отапливаемых зданиях и сооружениях, а также надежность теплоснабжения при уменьшении численности обслуживающего персонала.
Применение системы автоматического программного регулирования отопления позволяет осуществлять дальнейшее совершенствование режима отопления, например, снижать температуру воздуха в жилых зданиях в ночное время или снижать отпуск теплоты на отопление промышленных и административных зданий в нерабочее время, что обеспечивает дополнительную экономию теплоты и создание комфортных условий.
Управляя температурой в системах теплопотребления зданий по датчикам уличной температуры и температуры подаваемого в системы теплоносителя, мы не только поддерживаем требуемую температуру в системах для комфортного прогрева зданий, но и снижаем энергетические затраты на отопление, сохраняем ресурс оборудования.
Список литературы:
- Попава М.В. Методы повышения эффективности зданий: учебное пособие / М.В. Попова, Т.Н. Яшкова. – Владимир: ВГУ, 2014. – 111 с.
- ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 2009. – 56 с.
- Бодруг Н.С. Энергосбережение / Н.С. Бодруг // Проблему региональной энергетики. Сб. статей. – Благовещенск, 2012. – 101 с.
- Белов М.П., Новиков В.А, Рассудов Л.Н. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов: Учебник для вузов. – 3-е изд. исправленное. М.: Академия, 2007. 576 с.
- СП 41-101-95 Проектирование тепловых пунктов. М.: Минстрой России, 1996. 165 с.