ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

21 мая 7:11

Важным моментом транспортного процесса предприятия является планирование перевозок. Это объясняется как сокращением длительности циклов коммерческих операций, так и увеличением стоимости хранения, необходимостью реагирования на изменение потребительского спроса. Для решения этого вопроса необходима оптимизация проектирования доставки и планирование перевозок, чтобы привлечь клиентов [1].

Для снижения транспортных затрат, доставки грузов в срок, максимального удовлетворения всех требований заказчика перевозок необходима конкретизация и детализация организационных мероприятий, связанных с перевозкой (выбор маршрута и вида транспорта в зависимости от типа груза) [2].

Предложенный метод оптимизации грузоперевозок применим к транспортным логистическим компаниям, обладающим определенным парком транспортных средств.

Пусть заданы следующие условия:

1. Компания обладает парком из n транспортных средств, каждое из которых обладает следующими характеристиками:

·Грузоподъемность, т;

·Вместимость, .

2. Есть m заявок (заказов) на перевозку грузов, из которых нужно выбрать наиболее выгодные к перевозке. Каждый груз обладает следующими характеристиками:

·Вес, т;

·Удельный объем, ;

·Удельная прибыль с перевозки, $/т.

Предполагается, что заявку можно либо принять, либо отклонить, т.е. нельзя перевезти только часть груза; грузы также нельзя делить на части [3].

Необходимо составить оптимальный план грузоперевозки и определить наиболее прибыльные грузы. Для решения задачи, воспользуемся методом линейного программирования.

Постановка задачи выглядит следующим образом:

Целевая функция максимизирует суммарную прибыль от перевозок.

Где  – удельная прибыль ($/тонну);

 —  объем перевозки (тонн);

В задаче имеются 3 группы ограничений:

1.     Ограничения по весу груза в транспортном средстве

 – ограничение по грузоподъемности i-го транспортного средства, т.

2.     Ограничения по объему груза в транспортном средстве

 – удельный объем j-го груза, ;

 – ограничение по вместимостиi-готранспортного средства, .

3.     Ограничения по общему объему груза

 – ограничение по общему объему груза, т.

Проиллюстрируем предложенную задачу примером.

Пусть у транспортной компании имеется 3 транспортных средства, характеристики которых представлены в таблице 1.

Таблица 1. Исходные данные по транспортным средствам.

Транспортное средство Предел по весу(тонн) Предел по объему()
1 30 700
2 22 1000
3 16 400

  Имеется шесть заявок на перевозку грузов. Веса, объемы грузов и ожидаемая прибыль даны в таблице 2.

Таблица 2. Исходные данные по грузам.

Груз Вес(тонн) Удельный объем(/тонну) Прибыль($/тонну)
1 10 15 200
2 13 40 400
3 11 30 360
4 18 35 290
5 9 45 340
6 8 20 250

Необходимо:

·        Выбрать к перевозке наиболее выгодные грузы

·        Распределить грузы по транспортным средствам

При этом, нужно максимизировав суммарную прибыль от перевозок. В таблице 3 представлена целевая функция в табличном виде и найденные по результату решения коэффициенты.

Таблица 3. Целевая функция прямой задачи

Для решения задачи был использован бинарный коэффициент, чтобы удовлетворить условию неделимости грузов на части (значение 1 – груз принят к перевозке, 0 – груз не принят к перевозке). Таким образом, искомые значенияXiцелевой функции представляют собой произведение бинарного коэффициента и заданного в условии веса груза [4].

Решение данной задачи показало, что максимальная прибыль при перевозке составляет 17440денежных единиц. К перевозке приняты грузы 2, 3, 4 и 5. При этом учтены все ограничения (таблица 4).

Таблица 4. Ограничения к задаче

Как видно из таблицы, найденный план перевозок не превышает заданные значения характеристик транспортных средств.

Для определения наиболее выгодных грузов с точки зрения прибыли, а также характеристик имеющегося автопарка, составим двойственную задачу.

Целевая функция и двойственные оценки (Y1-Y12) двойственной задачи представлены в таблице 5.

Таблица 5. Целевая функция и двойственные оценки двойственной задачи

Значение целевой функции составило 20031 денежные единицы. По теореме двойственности, значения целевой функции прямой и обратной задач должны совпадать, но в представленном примере значение функции двойственной несколько выше. Это связано с тем, что в прямой задаче присутствует бинарный коэффициент, учитывающий неделимость груза, который и уменьшает значение прибыли.

Сделаем выводы по полученным двойственным оценкам. Поскольку статья посвящена выбору оптимального плана перевозок, рассмотрим оценки по грузам (Y7-Y12). Чем больше значение оценки у груза, тем выгоднее он для перевозки с точки зрения получения максимальной прибыли. На первый взгляд, наиболее прибыльным является груз 2, потому что он обладает наибольшей удельной прибылью. Тем не менее, наибольшее значение двойственной оценки мы видим у груза 3, следовательно, он и является приоритетным при составлении плана перевозки. Данное противоречие обусловлено тем, что у груза 3 меньше удельный объем, соответственно и полезного объема в транспортном средстве он занимает меньше. Стоит заметить, что полученное значение справедливо только для конкретного парка транспортных средств [5]. Так, при увеличении объема грузового отсека при сохранении грузоподъемности, груз 2, обладающий наибольшей прибыльностью с единицы массы, может стать наиболее выгодным.

Таким образом, по результатам решения прямой задачи линейного программирования был составлен оптимальный план перевозок грузов. Решение двойственной задачи показало наиболее выгодные грузы с точки зрения имеющихся транспортных средств у компании. Анализ полученных оценок показал, что не всегда грузы с самыми большими удельными показателями прибыли могут принести максимальный доход компании. Предлагаемая методика позволяет составить план перевозок с учетом не только прибыли, но и технических характеристик транспортных средств, параметров грузов; прочие факторы также могут быть учтены посредством добавления новых ограничений в задачу линейного программирования. Полученные двойственные оценки удобны тем, что они могут быть использованы для определения приоритета выбора грузов при внесении изменений в заказы без повторного решения прямой задачи линейного программирования.

Использованные источники:

1.                     Организация перевозок грузов. — М.: Academia, 2015. — 304 c.

2.                     Ашманов, С.А. Линейное программирование / С.А. Ашманов. — М.: 2013. — 767 c

3.                      Горев, А. Э. Грузовые перевозки. Учебник / А.Э. Горев. — М.: Academia, 2013. — 304 c.

4.                      Просветов, Г. И. Математические методы в логистике. Задачи и решения / Г.И. Просветов. — М.: Альфа-пресс, 2017. — 304 c

5.                      Юдин, Д. Б. Задачи и методы линейного программирования. Задачи транспортного типа / Д.Б. Юдин, Е.Г. Гольштейн. — М.: Либроком, 2013. — 184 c.