Для полноценной социальной среды северных городов большое значение имеет проектирование зданий культуры с прилегающими общественными пространствами, определяющие выразительное, своеобразное «лицо» города. Тем самым в условиях Севера важным становится поиск особой, свойственной северным условиям архитектурно-пространственной структуры общественных зданий, в том числе зданий культуры. Методами формирования зданий культуры являются: универсальная и гибкая планировочная структура, максимальная кооперация и компактность, многофункциональность, связь с жилыми зонами теплыми переходами, и всеми виды культурного обслуживания.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о разработке новых типов зданий для социального и культурного обслуживания в городах на Севере. Универсальная архитектурно-планировочная пространственная и конструктивная структура позволяет использовать здание для различных целей и обеспечивает максимальное соответствие требованиям среды и местоположению в застройке. При проектировании зданий культуры на Севере, наилучшей гибкостью использования отличаются здания с крупной сеткой колонн, упрощенной конфигурацией в плане и разрезе, сокращение до минимума поверхности наружных стен.
В целях экономической целесообразности и для создания удобств функционирования, учреждения здания культуры кооперируют в едином комплексе. Для таких комплексов характерно многофункциональность, основанное на объединении учреждений в определенные группы, имеющие общие коммуникационные узлы и входные группы. Наиболее крупные помещения этих кооперированных комплексов — залы, фойе, вестибюль — используют универсально.
С точки зрения градостроительного решения наиболее правильный подход по преобразованию дискомфортной среды севера заключен в компактном расположении здания в отдельности и комплекса зданий, по возможности перекрытыми большепролетными конструкциями, в результате чего формируется переходная среда с внутренним микроклиматом и максимальным сохранением тепла. Это требование вызвано большими затратами на прокладку инженерных систем, а также трудностью озеленения территории. Для северных поселений принцип объединения отдельных зданий в единый объем, ведущий к уменьшению поверхности охлаждения, наиболее полно воплощен в объектах типа дом-комплекс.
Подводя итоги можно констатировать, что здания культуры играют важную роль в формировании общественного пространства города. Общественные пространства должны быть организованы в виде компактного комплексно-специализированного ядра, включающего в себя объекты культурного назначения. Для зданий культуры градостроительные и архитектурно-планировочные приемы тесно взаимосвязаны между собой для создания необходимых условий проживания и минимизации эксплуатационных работ. Необходим учет этноса коренного северного народа в жанрах и элементах функционального наполнения городских пространств.
Библиографический список:
- Гончаров Ю.М. История проектирования и строительства гражданских зданий на Севере : учебное пособие, г.Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2012.–316 с.
- Назарова Л.Г. Гражданские и промышленные города на Севере: Учеб. пособие для вузов. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1989, 248 с., с ил.
- Полуй Б.М. Архитектура и градостроительство в суровом климате (экологические аспекты): Учеб. пособие для вузов. – Л.: Стройиздат, 1989. – 302 с.
- Назарова Л.Г., Полуэтков В.Е., Сорокин А.А. Проектирование гражданских зданий для Крайнего Севера: справ. Пособие. / Под ред. Л.Г. Назаровой. – Л.: Стройиздат, Ленингр. Отд-ние, 1984, 216. с., ил