ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

10 августа 2:49

Переход современного российского общества к цифровой модели развития осуществляется в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, которая определила цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов. Это существенно влияет на саму парадигму управления государством, активизирует инновационные процессы, которые также влияют и на сами права человека.

Внедрение цифровых технологий ослабляет защиту частной жизни на массовом уровне. На индивидуальном уровне право на защиту персональных данных получает все большее внимание и регламентацию. Право на свободу выражения мнения (ст.29 Конституции Российской Федерации) и право на доступ к информации (ст.8 Конституции Российской Федерации) ведут сегодня к оформлению права на доступ к Интернету. В мировой практике это происходит тремя путями: признания Интернета универсальной и общедоступной услугой (Эстония, Испания), закрепления права на доступ к Интернету в качестве конституционного права (Греция, Португалия), признания данного права высшими судами (Франция, Коста-Рика).

С развитием цифровых технологий особую актуальность приобретает проблема защиты персональных данных. Российское законодательство в области защиты персональных данных изначально развивалось в русле европейского права. Однако наша страна в числе первых урегулировала на законодательном уровне право на забвение. Наряду с этим принимаются меры по обеспечению безопасности путем регулирования российского сегмента Интернета.

Помимо этого, особое развитие получают политические права, так как Интернет – это широкая платформа для участия в политической жизни. Человек, не имеющий доступ в Интернет, сегодня не может принимать участия в политической жизни, а значит, не может быть активным гражданином. В статье 29 Основного закона Российской Федерации гарантируется право на свободу мысли, свободу слова, свободу убеждений и выражение собственного мнения. Интернет сегодня позволяет гражданину по-новому реализовать свою свободу убеждений и выражение собственного мнения. Существенную роль здесь играет тот инструментарий, который предоставляют своим пользователям современные социальные сети.

По причине выявления конфликта между требованиями о защите персональных данных и фактической невозможностью их соблюдения в связи с попаданием таких сведений в Интернет, существуют разные грани защиты персональных данных в цифровую эпоху, но тем не менее конфликты продолжают появляться (между защитой персональных данных и публичным интересом; между защитой персональных данных и информацией ограниченного доступа; между защитой персональных данных и технологией обработки больших данных; между защитой персональных данных и свободой и нейтральностью Интернета; между защитой персональных данных и их общедоступностью и т.д.). Естественно, такие конфликты требуют определенных защитных мер. Так в Федеральный закон «О персональных данных» были внесены изменения, устанавливающие обязанность оператора локализовать базы данных, содержащие персональные данные россиян. В обеспечение этой нормы принят приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 5 сентября 2013 г. № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных». Президент Российской Федерации уделяет серьезное внимание сети Интернет как мощному информационному ресурсу, с помощью которого граждане России могут реализовать гарантированное им Конституцией РФ право на свободу мысли и выражение собственного мнения. В частности, 4 марта 2013 года опубликован Указ Президента России «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».  Существует отдельный портал госуслуг, через которые граждане отправляют свои обращения, реализуя право на управление. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, органы власти обязаны принимать и рассматривать обращения граждан, в том числе, в электронном виде, при соответствии обращения определенным требованиям. Более того, Портал обеспечивает единую точку подачи обращений в любой федеральный орган власти.

Еще одной платформой для участия в политической жизни являются социальные сети: широкая платформа – Инстаграм, где блоггеры миллионники вместе с юристами создают проект, направленный на профилактику домашнего насилия; ведется активная борьба с жестоким обращением с домашними животными.

Отсутствие конкретного законодательства, так как само право на доступ в Интернет не может осуществляться абсолютно бесконтрольно, приводит к большим проблемам в области защиты прав человека: существование различных форм киберпреступлений, включая неправомерное использование персональных данных, кражу паролей. Из этого вытекает право на безопасное соединение с интернет-ресурсами, защищенное от несанкционированного вмешательства. Очевидно, что реализация и защита этих прав возможны только при комплексном использовании правовых и технических методов.

По этой причине необходимо создание конкретного законодательства. Более того, его нужно создавать, заимствуя западный опыт:

 Европейская комиссия опубликовала Кодекс онлайн-прав ЕС, который представляет собой сборник основных прав в области электронных коммуникаций, электронной торговли и защиты прав потребителей в Интернете в рамках ЕС. Смысл создания этого Кодекса состоял в изложении в одном документе прав гражданина и принципов правового регулирования, которые в настоящее время разбросаны по многочисленным директивам, правилам и конвенциям Европейского союза, что затрудняет их применение потребителями и поставщиками услуг.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2013 г. № 68/167 «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век», которая констатирует «глобальный и открытый характер Интернета)

Список литературы:

 

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст.4398
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 29.07.2017 N 276-ФЗ (последняя редакция)// СПС «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221230/ (дата обращения 15.12.2019)
  3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс», Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 15.12.2019)
  4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 No 203 : «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»//Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 15.12.2019)
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана»// СПС «КонсультантПлюс», Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26325/ (дата обращения: 15.12.2019)
  6. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 18 декабря 2013 г. [по докладу Третьего комитета (A/68/456/Add.2)] 68/167. Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век. — Режим доступа: https://www.lawtrend.org/wpcontent/uploads/2014/06/2013_UNpdf (дата обращения 15.12.2019)