Экологическая доктрина Российской Федерации, принятая распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года №1225-р [4], указывает, что экологический кризис, разразившийся в мире, представляет серьезную угрозу для существования всего человечества. Жизни людей угрожает серьезная опасность вследствие ухудшения экологической обстановки в стране. Неблагоприятная экологическая ситуация влияет на все социальные процессы. Борьба с критическими явлениями в окружающей среде невозможна без участия человека.
От сохранения окружающей среды зависит высокое качество жизни и здоровья населения Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности также невозможна без проведения мероприятий по сохранению и защите окружающей среды. Российская государственная политика должна быть направлена на защиту окружающей среды. Сохранение окружающей среды должно стать первоочередной задачей российского государства. Одним из методов по сохранению выступает реализация уголовной ответственности за преступления в особо охраняемых природных территориях.
Особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты. Они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Вследствие этого на этих природных территориях устанавливается особый правовой режим.
Как видим, особенность правового регулирования охранительных мероприятий в отношении особо охраняемых природных территорий состоит в том, что каждая разновидность такой территории имеет свой правовой режим охраны. В свою очередь, многими учеными, занимающимися изучением проблемы браконьерства установлено, что основными его факторами являются, прежде всего, коррупция и плохой надзор за использованием охотничьих ресурсов со стороны государственных органов. Также подлежат критике: неэффективная система распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, дефекты законодательства, непрофессионализм государственного управления в рассматриваемой сфере. К тому же, важную роль в данной проблеме играет низкий уровень экологического правосознания и материального положения граждан. Д.И. Пайо отмечает, что латентность незаконной охоты достигает 95-99% [3, с. 83].
Мы согласны с точкой зрения И.А. Гребнева, который считает, что «вследствие неудовлетворительной кадровой, материально-финансовой обеспеченности органов охотничьего надзора, слабой правовой и социальной защищенности инспекторов другим весьма вероятным следствием предлагаемых изменений может стать повышение латентности преступлений в рассматриваемой сфере» [1, с. 7].
Латентный характер незаконной охоты в особо охраняемых природных территориях также предопределяет ужесточение уголовной ответственности.
Выделение специфического правового режима в отношении особо охраняемых природных территорий связана с необходимостью сохранения окружающей среды на отдельном взятом уникальном с точки зрения природы участке местности.
Исходя из санкции части 1 статьи 258 УК РФ видно, что незаконная охота на особо охраняемой природной территории ведет к наложению наказания в виде:
- Штрафа до 500 тыс. руб.
- Штрафа, исчисляемого из заработной платы осужденного либо иного дохода за период до 2-х лет;
- Исправительных работ на срок до 2-х лет;
- Лишения свободы до 2-х лет.
Анализ статистики числа привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания, указанного в отчете Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания показывает, что за незаконную охоту в 2018 году к уголовной ответственности было привлечено 341 человек. Среди них лишение свободы было назначено в отношении всего лишь 3 человек. 14 человек отделались условными сроками лишения свободы.
Подавляющее большинство лиц получили штраф – 202 человека.
К обязательным работам были привлечены 67 человек.
Исправительные работы – 26 человек [2].
Статистика подтверждает неэффективность применения наказания за незаконную охоту на особо охраняемой природной территории. Незаконная охота на особо охраняемой природной территории наносит большой урон всей флоре и фауне. Ущерб не измеряется только добытыми преступниками животными и птицами. Вред наносится всей экосистеме, в которой проживают редкие животные и птицы.
Вследствие этого мы считаем необходимым ужесточить наказание на незаконную охоту на особо охраняемой природной территории путем переноса пункта «г» части 1 статьи 258 УК РФ в часть 3 указанной статьи. Часть 3 статьи 258 УК РФ мы предлагаем изложить в следующей редакции: «3. Незаконная охота, если это деяние совершено на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Получается, что незаконная охота на особо охраняемой природной территории должно стать квалифицирующим составом. Ужесточение наказания должно помочь в построении четкого правового механизма по противодействию незаконной охоте на особо охраняемой природной территории. В этом направлении должна двигаться государственная экологическая политика в целом.
Также мы считаем важным проведение разъяснительных мероприятий перед населением для того, чтобы сформировать позитивный фон перед вносимыми в уголовное законодательство изменениями. Население должно понимать, что ужесточение уголовной ответственности за незаконную охоту на особо охраняемой природной территории является важным элементом в построении системы защиты окружающей среды в Российской Федерации.
Список литературы
- Гребнев И.А. Реализация принципа справедливости в контексте усиления уголовной ответственности за незаконную охоту // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. – 2018. – №5. – С. 5-10.
- Отчет Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 2018 год. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894 (дата обращения 27.12.2019).
- Пайо Д.И. Ужесточение уголовной ответственности за незаконную охоту через призму принципа целесообразности юридической ответственности // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. – 2019. – №2. – С. 80-86.
- Экологическая доктрина Российской Федерации, принятая распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №1225-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №36. – Ст. 3510.