ПРИНЦИПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА

2 сентября 4:44

Важность научно-правового анализа проблем энергообеспечения и энергобезопасности на сегодняшний день в России и в мире не вызывает сомнений. Это, прежде всего, вопросы безопасности человечества, независимости и безопасности конкретного государства. Естественно, такие вопросы общественного взаимодействия не должны оставаться без необходимого правового реагирования со стороны государства. Кроме того, система права не есть явление постоянное, она развивается, эволюционирует, реагирует на появление новых отношений, требующих правового оформления. Так, появление массива норм в сфере регулирования отношений по производству, передаче, распределению и сбыту различных видов энергии потребовало институционализации, то есть: четкого определения их места в системе отраслей права и законодательства; обоснованного ответа на вопрос о том, что такое энергетическое право, обладает ли оно отраслевым суверенитетом; каковы специфические признаки регулируемых им отношений, составляющие его предмет и каковы методы воздействия на них, в чем специфика принципов. Ответы на эти вопросы невозможны без базовых категорий теории права.

Значимая на сегодняшний день и во многом предопределяющая роль энергетики в общественных отношениях, регулируемых любым государством, закономерно влечет активизацию развития и систематизацию такой специфической группы отношений в относительно обособленные правообразования. Теоретики права, признавая существование международного энергетического права, ставят на обсуждение вопросы о степени сформированности энергетического права в пределах национальной системы права России .

 Общепризнанным в теории права выступает тот факт, что принципы отрасли права являются, наряду с предметом и методом правового регулирования, системообразующими критериями отраслевой самостоятельности и суверенитета той

или иной системы норм, претендующей на статус отрасти права. Более того, некоторые правоведы  придают именно принципам отрасли, а не предмету и методу, «цементирующее» значение. Основная задача принципов – формирование идеологической  и организационно-системной основы функционирования и перспектив развития отрасли права. Сказанное в равной мере относится и к относительно новому явлению для отечественной системы права – энергетическому правую.

Отталкиваясь от традиционных представлений, но имея в виду специфику сферы энергетических отношений, несомненно, выступающих предметом его как отрасли, можно утверждать, что принципы непосредственно энергетического права формулируются с учетом социальной и экономической, правовой и инвестиционной значимости регулируемых отношений. К комплексу отношений, на которые основополагающие начала энергетического права призваны оказывать воздействие следует относить разведку, добычу, производство, переработку, хранение, транспортировку, распределение, торговлю и потребление энергетических ресурсов, а также предоставление иных энергетических услуг, в том числе и с участием иностранного элемента в субъектном составе. Такая широта охвата отношений позволяет согласиться с тезисом о том, что принципы энергетического права «становятся ключевыми предпосылками совершенствования энергетического права и законодательства».

Принимая во внимание требование права о необходимости закрепления принципов отрасли в соответствующих нормах, следует отметить, что таким способом законодатель систематизирует свои подходы к определению содержания энергетических отношений как предмета отрасли и способов правового воздействия на них. Построение системы принципов энергетического права, как представляется, должно учитывать достижения современной теории права, а также требований государства и общества к энергетической сфере, в частности, положения Энергетической стратегии России до 2030г. которые по своей значимости для энергетических отношений могут оцениваться как принципы, даже в перспективе.

 С учетом сказанного о сути и сущности принципов, их значении для отраслевого суверенитета энергетического права можно с уверенностью говорить, что принципы энергического права как отрасли можно традиционно разделить на такие виды как: общеправовые и отраслевые

 Следует отметить, что единого и общепризнанного перечня общеправовых принципов в теории права и государства нет, поэтому специалисты приводят авторские позиции по этому вопросу. Сравнительно-правовой анализ различных точек зрения позволяет включить в этот перечень следующие принципы, признаваемые в теории права как общеправовые: принцип справедливости; принцип демократизма; принцип законности; принцип верховенства права; принцип взаимной ответственности субъектов права; принцип гласности и свободы доступа к информации, за исключением охраняемых законом тайн; принцип признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. Содержание указанных принципов не показывает какой-либо специфичности применительно к какой-либо отрасли права, поэтому оно не является предметом углубленного анализа.

С учетом специфики энергетического права, относительной обособленности его предмета и особенностей метода к числу отраслевых его принципов можно отнести довольно значительный по объему комплекс принципиальных положений, изложенных далее по тексту.

1) Принцип безусловного признания государственного суверенитета над национальными энергетическими ресурсами, который позволяет самостоятельно, без внешнего и внутреннего влияния принимать эффективные решения в сфере энергетики, обеспечивать национальную экономическую, да и политическую безопасность России. Спорная ситуация с некоторыми европейскими государствами показала, насколько важным фактором влияния на международные отношения является энергетический суверенитет государства.

2) Принцип признания национальной энергетической системы неотъемлемой частью всеобщей мировой системы энергопотребления.

3) Принцип признания энергетической взаимозависимости всех субъектов энергетических отношений, включая отношения с иностранным элементом, и необходимости ее поступательного снижения.

4) Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере энергетики, так как опыт газовых кризисов России показывает важность выработки общепризнанных правовых основ межгосударственных энергетических отношений, учитывающих интересы всех сторон этих отношений.

 5) Принцип социальной, правовой и экономической обусловленности государственной политики в сфере энергетического права. Энергетика выступает основой функционирования экономики страны, уровня жизнеобеспечения граждан, условием индустриального развития страны. Именно поэтому правовые решения законодателя должны учитывать тесную взаимосвязь этих составляющих энергетических отношений и максимально сохранять паритет интересов. Игнорирование интересов граждан невозможно в силу прямого указания Конституции РФ в ст. 9 на то, что природные ресурсы используются и охраняются в России.

6) Принцип недискриминации в отношениях доступа к источникам энергии, но с оправданными ограничениями на участие иностранных инвесторов в отраслях народного хозяйства, имеющих стратегическое значение для России.

7) Принцип сочетания государственной централизации энергетического сектора экономики и участия общественности в принятии решений в сфере энергоснабжения и энергопотребления в силу того, что адекватная цена на энергию в различных ее формах должна признаваться потребителями как обоснованная.

 8) Принцип безопасности энергоснабжения и энергопотребления для всех участников энергетических правоотношений. 

9) Принцип энергетической эффективности и энергосбережения в сфере снабжения и потребления энергоресурсов, которые должны обеспечиваться различными мерами.

 10) Принцип рационального энергоиспользования и ресурсосбережения.

11) Принцип охраны окружающей среды при добыче и использовании энергоресурсов, а также оптимального соотношения экологии и энергетики без приоритета того или иного понятия с внедрением более совершенных технологий и с учетом требований экологического законодательства, прежде всего, Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 12) Принцип неуклонного и поступательного развития нетрадиционных источников энергии, так как это вопрос национальной экономической безопасности в далекой глобальной перспективе. Таким образом, приведенные в работе принципы правового регулирования, присущие энергетическому праву, доказывают наличие у него отраслевой идентичности, могут быть сформированы в систему и подвергнуты классификации с учетом значимой специфичности их содержания.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Текст] // СЗ РФ. — 2014. — №15. -Ст. 1691.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды// СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
  3. Жукова, И.С. О международном энергетическом праве как отрасли международного права / И.С. Жукова //
  4. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. — 2009. — №48. — Ст. 5836.