В процессе построения правового государства правовая наука должна выражать интересы народа, который является единственным носителем власти. Из-за чего вопрос о субъективных правах, в том числе гражданских правах, уже на протяжении многих лет находится в центре внимания правовой науки.
Российское государство не только признает основные права и свободы человека, но и в качестве приоритетной функции государства декларирует защиту прав и свобод граждан. Права и свободы индивида – это обязательный системообразующий признак правового государства, который характеризует государство как правовое и демократическое.
В Конституции РФ (ч.1 статьи 45)[1] и в других нормативно-правовых актах гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Общее конституционное правило закрепляет обязанность государства, органов или должностных лиц обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование различными правовыми способами и методами [2].
Условно всю защиту можно разделяют на три вида: судебная защита, юрисдикционная защита и самозащита. Судебная и юрисдикционная защита относятся к государственной защите, третий вид защиты таковом не является. Процесс осуществления судебной и юрисдикционной защиты в полной мере определен и урегулирован нормами действующего законодательства.
Понятие же самозащиты гражданских прав — новшество для гражданского законодательства Российской Федерации. Порядок осуществления самозащиты нашел отражение в 12 и 14 статье Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно 12 статье Гражданского кодекса самозащита определена как способ защиты гражданских прав. В 14 статье Гражданского кодекса закреплено, что «способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения» [3].
Однако в российском законодательстве нет определения самого термина «самозащита». Анализируя нормы действующего законодательства, судебную практику, а также научную литературу, под самозащитой следует понимать «действия (бездействие) физических или юридических лиц, направленные на предупреждение, пресечение и восстановление нарушений своих субъективных прав, реализация которых влечет приобретение (достижение) охраняемых законом интересов, при условии не превышения установленных законом пределов» [4].
Правовым основанием для реализации действий по самозащите является неотчуждаемое право на самозащиту. Это право выполняет охранительную функцию, так как появляется как итог противоправного деяния, нарушающего права или представляющего угрозу нарушения, и допускает совершение действий одностороннего порядка, нацеленных на защиту охраняемого права. Право на самозащиту и обязанность нарушителя понести соответствующее наказание совокупно представляют сущность гражданских охранительных правовых отношений.
Институт самозащиты гражданских прав наделен личным механизмом исполнения, отличным по своему содержанию от механизма правового регулирования. Стоит заметить, что механизм правового регулирования в данном случае является системой правовых средств, а механизм защиты прав выражается в материальном (комплекс средств) и процессуальном (действия по использованию средств) определениях. Действия относительно выбора и использования средств самозащиты есть ни что иное как способы самозащиты.
Выделяют несколько способов самостоятельной защиты нарушенных субъективных прав: необходимая оборона; крайняя необходимость; удержание; задержание. Суть указанных способов самозащиты можно свести к трем формам ее исполнения, а именно: обращение с иском в суд; обращение с жалобой или заявлением в уполномоченный государственный орган или к должностному лицу; совершение самостоятельных действий по защите конкретного субъективного права.
Самозащита гражданских прав возможна в договорных и внедоговорных обязательствах. В договорных отношениях субъекты используют самозащиту при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств перед друг другом или же существует возможность заранее обсудить меры самозащиты между сторонами. Во внедоговорных обязательствах к способам самозащиты относят необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости.
Стороны гражданского процесса в большинстве случаев используют самозащиту как запасной механизм защиты нарушенных прав, несмотря на то, что защита субъективных прав, в большинстве случаев, основывается на системе мер государственного принуждения. Потребность в самостоятельной защите прав вызвана, на первый взгляд, недостаточно эффективной деятельностью механизма судебной защиты субъективных прав, и в то же время — продуктивностью и приемлемостью мер защиты, реализуемых без содействия правовых органов. Самозащита гражданских прав — неотделимая составляющая гражданско-правовой охранительной системы, другие формы защиты не могут в полной мере восполнить ее отсутствие.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации 1993 года (в посл. ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. №1 ст. 1
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Григоров А.А. Механизм самозащиты// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова — 2015. — №3.
- Кривенцева С. И. Проблемы реализации и защиты гражданских прав и надлежащего исполнения гражданских обязанностей // Молодой ученый.- — № 10.
- Любкина Н.А. Проблемы защиты субъективных гражданских прав в Российской Федерации // Юристъ-Правовед. — 2018. — № 10.