ВЛИЯНИЕ ИУДАИЗМА НА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ИЗРАИЛЯ

6 августа 8:30

После провозглашения независимости Израиля активность иудейских религиозных судов значительно возросла, а традиционная сфера непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права несколько расширилась.

Согласно действующему законодательству, точнее — статутному праву, принимаемому Кнессетом, сфера непосредственного регулятивного воздействия иудейского права стала распространяться, кроме бракосочетания и разводов, также на некоторые отношения, связанные с взысканием алиментов, с материальным содержанием детей и супругов, усыновлением и удочерением и др. Постараемся рассмотреть такое влияние на некоторых институтах семейного права государства Израиль.

В Израильской правовой системе семейное право регулирует одна инстанция – суд по семейным делам. Однако несмотря на то, что суд этот по своей сути светский, само семейное право основано на положениях религии, к которой относится семья — и это при том, что параллельно с судом юрисдикцией обладают и суды религиозные. То есть светский характер регулирования данной отрасли вызывает много вопросов. Первый пункт Закона о Раввинатских Судах гласит: «Вопросы брака и развода евреев в Израиле находятся в исключительной юрисдикции Раввинатских Судов». То есть для евреев отведена определенная инстанция с религиозной направленностью. А например спорами по вопросам об алиментах занимается и светская инстанция. Здесь мы наблюдаем раздвоенность и некую запутанность. Однако вопрос об алиментах – это только одна проблема, которую регулируют и религиозная инстанция, и светская. Основной массой проблем занимается именно религиозная инстанция. Ярким примером влияния религиозных норм является и то, что брак между представителями разных конфессий запрещен. Юридически закрепить такой союз современное законодательство Израиля не предоставляет возможности. Смешанным парам приходится заключать брак в других странах. 

Представляется очень интересным то, что браки между представителями разных конфессий являются юридически невозможными, а однополые браки регистрируются. Начиная с 2006 года, в соответствии с решением БАГАЦА — Высшего Суда Справедливости — чиновники МВД обязаны регистрировать в статусе супругов также и однополые браки, заключённые в стране, признающей такие браки.  Это достаточно спорное решение, так как семейное право регулируется именно с точек зрения еврейского права. А еврейское право, основанное на Иудаизме такие союзы не признает и считает, что это противоречит настоящей человеческой природе.

Кроме брака и развода в компетенции Израильского раввинатского суда находятся следующие вопросы:

  • наследование;
  • составление и утверждение завещаний;
  • опекунство;
  • признание отцовства;
  • гиюр; (ивр. ‏גִּיּוּר‏‎) — обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд.
  • признание еврейства;
  • провозглашение «незаконнорожденным» — «мамзер»;
  • «халица»; (буквально: «снимание, развязывание») — церемония снимания башмака бездетной вдовой у брата покойного мужа, освобождающая его от обязанности жениться на ней и дающая ей возможность выйти замуж за кого-либо другого.
  • споры о разделе имущества между супругами, воспитании детей, определение детей на попечительство одного из родителей, порядок встреч с детьми;
  • иск о мире в семье «твия ле шлом байт»; Это иск, который может быть предъявлен  друг другу в парах, где и муж, и жена — евреи по Галахе
  • оформление пожертвований на религиозные цели;
  • раввинатские суды имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и внутренним управлением религиозным имуществом и религиозными пожертвованиями, учрежденными и зарегистрированными в раввинатском суде, согласно еврейскому праву.

Достаточно большая сфера полномочий у раввинатских судов. Такие особенности обусловлены исторически сложившимися национальными нормами права, которые основаны на вере. То есть здесь мы можем проследить влияние Иудаизма на отрасль семейного права в Израиле.

Правовая система Израиля не является религиозной правовой системой, но отрицать влияние исторически сложившихся религиозных норм на нее нельзя. Социокультурные особенности еврейского народа в реалиях современного демократического государства Израиль находят отражение в структурных единицах правовой системы данной страны. По таким вкраплениям религиозной направленности в отдельные отрасли израильского права можно сказать, что Иудаизм для молодого израильского государства является важной культурной ценностью. Еврейское право, которое основано на религиозных нормах не стало официальным правом рассматриваемого нами государства, но ему отведено особое место в правовой системе. Еврейское право как неотъемлемая часть еврейского народа влияло, влияет и будет влиять на правовую систему израильского государства, так как право -это творческий продукт народа, это явление многообразное, полифоническое, существующее в различных формах и видах, разнообразие которых во многом определяется культурно-историческими особенностями формирования и функционирования национальных правовых культур

 

Список литературы:

 

  1. Элон, М, Еврейское право / Под общ. ред. д. ю. н., проф. И. Ю. Козлихина / М. Элон. – СПБ.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – 611.
  2. Примаков, Д. Я. История еврейского и израильского права / Д. Я. Примаков. – М. : Инфотропик Медиа, 2015. – 212 c.