Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время взяточничество является наиболее сложным и распространенным видом коррупционных преступлений. В первую очередь это связано с тем, что совершение данного противоправного деяния происходит в большинстве случаев без очевидцев, поскольку субъекты преступления заинтересованы в успешном результате совершенного преступления. Во-вторых, сложность расследования взяточничества состоит в мощном противодействии преступников, так как все участники преступления несут уголовную ответственность, за совершенное ими преступление.
Раскрытие и расследование взяточничества предполагает сложный процесс, которой включает в себя несколько этапов. Первоначальным этапом является выявление признаков преступлений, а также лиц их совершающих и совершивших. Следующим этапом является возбуждение уголовного дела, а также реализация материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. Информация о фактах взяточничества первоначально поступает в ходе получения данной информации в ходе оперативного обслуживания правоохранительными органами экономических сфер, в ходе обращения гражданина к оперативному работнику с заявлением о даче взятке, а также вымогательстве взятки, в ходе обращения к оперативному работнику должностного лица с заявлением о предложении ему взятки, либо вручении ему взятки, а также в ходе получения информации о даче взятки от иных субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Для реализации эффективности мероприятий по выявлению взяточничества необходимо:
- Установить лиц, осведомленных о преступных действиях
подозреваемого, которые впоследствии могут быть свидетелями по делу;
- Выявить предметы и документы, использующиеся при
совершении преступного деяния, признанные вещественными доказательствами;
- Зафиксировать преступные действия, а также связи подозреваемых.
Специфика документирования зависят от того, имеем ли мы дело с преступными действиями, совершенными в прошлом, или же с событиями, происходящими в настоящее время, в случаях, когда события происходят в настоящее время, то оперативно-розыскные мероприятия направлены на создание условий оставления преступниками следов, которые можно зафиксировать и использовать в дальнейшем в качестве доказательства. Если же факт совершения взяточничества произошло в прошлом, для этого необходимо установить лиц, проинформированных о преступлении, а также выявить документы и предметы взяточничества.
В данном случае выделяются ситуации когда: факт взяточничества был выявлен при расследовании другого уголовного дела, когда о вымогательстве либо даче взятки было сообщено гражданином добровольно, а также когда информация о совершенных фактов взяточничества было получено оперативным работником. Необходимо определить, кем являются лица, которые осведомлены о действиях преступников, а также лица причастные к преступным действиям, которые в дальнейшем могут выступать в качестве источников доказательственной базы. К ним можно отнести непосредственных исполнителей преступных действий, за которые взяточник получил вознаграждение, сослуживцы, а также иные граждане, обладающие данными о движении использованных в качестве взятки денежных средств и ценностей, лица, выполняющие вспомогательные функции при совершении преступления за определенное вознаграждение, а также граждане ставшие свидетелями встречи подозреваемых при совершении взяточничества.
Безусловно, выявление и установление круга данных лиц представляет собой большой и сложный объем работы. Для того, чтобы иметь достаточное представление о взяточничестве необходимо определить место, время, способ дачи и получения взятки, а также характеристику предмета взятки. В настоящее время одним из самых эффективных способов борьбы с взяточничеством является проведение оперативными сотрудниками операции «задержания с поличным», а также проведение следственного эксперимента. Для выявления и задержания взяткополучателя оперативными работниками, при проведении оперативного эксперимента должна быть выбрана его тактика проведения, а также надлежащим образом оформлены результаты проведения оперативного эксперимента. Это следует сделать с целью избежания квалификации действий заявителя и оперативных работников как провокации взятки.
Отметим, что выявлению фактов взяточничества также содействует норма ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно примечанию к данной статье лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. В данном случае лицам, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность необходимо использовать возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, поскольку владея информацией о том, что лицо дало взятку, оперативный сотрудник должен склонить его к добровольному заявлению.
Здесь не менее важным является оформление протокола заявления взятки, поскольку при написании данного протокола, оперативными работниками допускается много ошибок. Такие ошибки в дальнейшем могут повлечь негативные последствия для надлежащего документирования, а также дальнейшего расследования взяточничества. Для улучшения расследования взяточничества лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность следует получать заявление, которое написано заявителем собственноручно. В данном заявлении должно быть обязательно указано, о том, что заявитель предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Практикой установлен типовой набор обстоятельств и фактов, который обычно выясняются в подобных случаях, поскольку каждое конкретное заявление имеет свои характерные особенности.
Лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность при принятии заявления анализирует все имеющиеся, а также полученные в результате беседы с заявителем сведения, решает вопрос о том, имеются ли в этом случае признаки состава преступления, а также имеется ли необходимость в оперативной проверке данного заявления, а также должностного лица. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности являются одним из самых важных этапов документирования преступлений о взяточничестве, поскольку результаты оперативно-розыскной деятельности служат поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Также результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении. Результаты оперативно-розыскной деятельности используются в качестве доказательств по уголовным делам, представление их результатов органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Следует отметить, что производство оперативно-розыскных мероприятий не прекращается с возбуждением уголовного дела по факту взяточничества. Оперативным работниками при проведении расследования взяточничества следует выявлять ранее неизвестные эпизоды взяточничества, соучастников преступления и их намерения, не допускать выработке единой линии поведения виновниками преступления с целью воспрепятствования установления истины по делу, предотвращать оказания давления на свидетелей, а также иных лиц, подозреваемыми или обвиняемыми, необходимо устранить попытки скрыть либо уничтожить документы, а также предметы, которые могу быть доказательствами по делу, следует также не допускать укрытия материальных ценностей нажитых преступных путем, а также пресекать попытки уклонения от следствия и суда подозреваемых и обвиняемых.
Согласно Федеральному закону №144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам. В целях доказывания фактов взяточничества необходимо проводить документирование, оно во многом идентично с доказыванием, так как здесь используются те же методы познания объективной действительности. Процесс документирования, по факту взяточничества включающий в себя собирание материалов, является необходимым процессом при расследовании взяточничества, поскольку именно документирование создает объективные предпосылки для доказывания преступных действий.
Расследование взяточничества, представляет собой сложный процесс собирания доказательственной базы, именно поэтому здесь необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий, в независимости от того какие сведения явились основанием возбуждения уголовного дела.
Исходя из вышеизложенного отметим, что предложенные пути повышения эффективности выявления и расследования взяточничества способствуют оптимизации процесса выявления и расследования данного вида преступления.
Список литературы
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) Режим доступа в СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/ (дата обращения 22.01.2020 года).
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 51, от 23.12.2019.
- Ганиев Т.Г. Проблемы выявления и расследования взяточничества // Академический вестник. 2013, №1 (23). С.96-101.
- Черкесова А.А. Взяточничество и коррупция: вопросы раскрытия и расследования // Российский следователь. 2005. № 8. С. 10-12.