Создание, деятельность и прекращение юридических лиц сопровождается вовлечением множества физических лиц, в связи
с чем, данные процессы требуют точного правового регулирования. Правовое регулирование складывающихся при этом правоотношений является необходимым условием соблюдения баланса публичных и частных интересов в данной сфере.
Данные процессы осуществляются под определенным контролем со стороны государства, что должно служить гарантией надлежащего осуществления и обеспечения интересов всех субъектов, связанных с ними.
В советское время юридические лица осуществляли важную роль в становлении и функционировании «молодого» государства. Обеспечивался контроль над экономической сферой в стране, существенно увеличивался рост производственных мощностей, как и в целом производства, благодаря главным целям и задачам руководства страны того времени.
В Российской Федерации, при том государственном строе, при тех возможностях по осуществлению экономической, предпринимательской деятельности, потребность в обновлении и развитии системы юридических лиц только увеличилась. Граждане государства, в виду открывшихся перспектив, вольны сами выбирать классификационную форму юридического лица, наиболее подходящую под их цели, идеи и задачи.
Наличие выбора организационно-правовой формы юридического лица, цели образования, возможности вести свою деятельность как единолично, так и коллективно, указывает на состояние экономической и социальной обстановки в российском обществе. Одновременно, это подталкивает физических лиц к участию в образованиях, приобретающих гражданскую правоспособность и дееспособность.
Для создания юридического лица существует определённый порядок, отличающий юридических лиц от иных субъектов. Соблюдение этого порядка является важной составляющей в системе общих норм, регулирующих процесс регистрации. Данный этап является фундаментальным.
Однако, на сегодняшний момент затруднена возможность использования всего потенциала, заложенного законодателями
в правовые нормы, регулирующие процессы образования
и функционирования юридических лиц в Российской Федерации. Часто вольное толкование законодательных актов, своеволие
и непоследовательность участников делового оборота, представителей налоговых органов, ведомств и министерств, сводит на нет все запланированные меры. Что не может
не отразиться на отношениях внутри общества.
Пробелы в законодательстве приводят к злоупотреблениям при создании, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика. Большое влияние оказывают устаревшие механизмы и институты. В связи с чем, возникает необходимость анализа
и изучения данных институтов с целью дальнейшего развития науки, законодательства, полноценной реализации норм.
На законодательство и правоприменение в Российской Империи касательно организаций оказывали значительное влияние датские, голландские и шведские законы[1]. Российскому торговому сообществу приходилось при осуществлении деятельности сталкиваться с иностранными корпорациями. Первый нормативно-правовой акт о корпоративных взаимоотношениях появился во времена Петровских преобразований[2]. Именно
им должно было регулироваться создание первых коммерческих
и корпоративных компаний, и он должен был «побуждать» купцов к созданию торговых компаний. Однако, в то время цели этой достигнуть не удалось.
Многие авторы считают, что первой акционерной компанией, созданной в России в 1757 году, является в Константинополе, торгующая коммерческая компания[3]. В этот период начинают появляться и законодательные акты, которые еще долго регулировали деятельность акционерных компаний.
Императором Александром I в 1807 году был издан Манифест, рекомендовавший купцам объединяться в купеческие товарищества для осуществления своей деятельности.
Несмотря на активное развитие акционерных компаний
в России до 1917 года, реформа законодательства в данной сфере так и не состоялась. Государство пошло по пути развития «сепаратного законодательства», не пересматривая общие подходы правового регулирования акционерных компаний, периодически внося скудные поправки к действующим законам.
В первые годы советской власти вопрос о создании юридических лиц не рассматривался как первоочередной. Формально существовавшие акционерные общества, фактически прекращали свою деятельность под влиянием законодательства 1918-1920 года.
В то время перед предпринимателями стоял выбор между учреждением акционерного общества, которому была свойственна ограниченная ответственность его участников и высокая цена учреждения или учреждением простого товарищества
с неограниченной ответственностью участников[4].
И лишь с началом НЭПа данный вопрос был признан актуальным и нашел отражение в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года. Этому периоду было характерно появление многочисленных специальных нормативных актов, регулировавших деятельность юридических лиц. Увеличивалась экономическая потребность в компаниях, основанных на частных инвестициях. Организации создавались в формах товариществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и смешанных обществ. Они представляли собой синтез акционерных обществ и товариществ, участниками которых могли быть как государственные, так и частные предприниматели, в том числе и иностранные.
С 1917-1923 года существовало большое количество правовых актов, которые в различной степени регулировали порядок образования и деятельности коммерческих организаций. Однако, единой системы создания всех видов организаций не существовало.
В период с 1923 по 1931 года начинает формироваться институт торговой регистрации компаний[5]. В 1931 ему на смену приходит государственная регистрация создания организаций.
С 1956 года по 1990 год создание предприятий происходит
по их ведомственной принадлежности. Впервые были определены пять форм реорганизации (а именно, слияние, разделение, присоединение, преобразование и выделение) в Законе РСФСР
«О предприятиях и предпринимательской деятельности»[6].
При преобразовании одного предприятия, в соответствии с п. 8 статьи 37 вышеупомянутого Закона, к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности его предшественника.
Акты, принятые до 1995 года, регулирующие создание
и реорганизацию (в большей части) носят специальный характер. Два Указа Президента Российской Федерации от 25 ноября 1991 года № 232 и от 28 ноября 1991 года № 240 содержали
в себе нормы о реорганизации государственных и муниципальных предприятий торговли (розничной), общественного питания
и бытового обслуживания населения в форме выделения из их состава структурных единиц с предоставлением последним прав самостоятельного субъекта. Указ Президента РФ № 721 от 1 июля 1992 года регулировал порядок и процедуру проведения преобразований государственных предприятий в акционерные общества.
Большое значение имел документ, который упорядочил основные правовые нормы, регулирующие процесс образования юридических лиц – указ Президента РФ от 8 июля 1994 года
№ 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». В нём были изложены не только общие положения, но и затронут вопрос, касающийся требований к уставу создаваемой организации.
Стоит отметить, что для советского законодательства государственная регистрация являлась важным институтом. Функции регистрации принадлежали исполнительным органам государственной власти и выражали публичный интерес в ходе осуществления полномочий властного характера. До начала 90–х годов XX века изучению проблем создания юридических лиц уделялось недостаточное внимание. Малое количество исследовательских работ по данной тематике тормозило развитие института юридических лиц, оставляло много белых пятен. Практически не были охвачены вопросы, касающиеся процедуры реорганизации юридического лица. Литература того времени обходила стороной вопрос о том, что же такое реорганизация. Является ли это полным прекращением юридического лица, либо можно говорить о его продолжении.
Действующим законодательством под коммерческими юридическими лицами подразумеваются те, что преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К коммерческим юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества), крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия[7].
В настоящее время создание коммерческих юридических лиц регулируется большим количеством нормативно-правовых актов, среди которых отдельно стоит выделить Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ[8], Федеральные законы об отдельных видах коммерческих юридических лиц, такие как: Федеральный закон от 26.12.1995
№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021), Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ
«О производственных кооперативах» (ред. от 05.04.2021), Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах
с ограниченной ответственностью» (ред. от 31.07.2020, с изм.
от 24.02.2021) и Федеральный закон от 14.11.202 № 161-ФЗ
«О госудасртвенных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 23.11.2020).
Таким образом, можно обозначить следующие тенденции развития законодательства о создании коммерческих организаций:
· Характерно отсутствие системного, последовательного правового регулирования в данной области;
· На правовые нормы оказывает значительное влияние правоприменительная практика, судебная практика;
· Незначительно возрастает количество исследований институтов создания юридических лиц, в настоящее время существует немного работ, с комплексным анализом данного института;
· Концепция развития законодательства о юридических лицах содержала положение об отказе от регулирования отдельным законом в виду того, что гражданско–правовая регламентация должна остаться двухуровневой. Однако на практике ГК РФ утрачивает свою роль основного регулятора отношений сторон при реорганизации, ликвидации, и был «заменен» по существу отдельными нормативными актами, которые нередко ему противоречат;
· Деятельность юридических лиц регулируют множество действующих законодательных актов, нередко противоречащих друг другу и, в частности, Гражданскому кодексу. Создание и функционирование отдельных федеральных законов общего характера, которые будут составлять уровень регулирования между ГК и законами об отдельных видах юридических лиц, будет нецелесообразно, если ГК будет сохранять основополагающую роль правового регулирования.
Процесс формирования института создания юридических лиц, очевидно, нельзя считать завершенным, поскольку имеют место устаревшие и требующие реформы институты, которые далее будут рассмотрены.
Литература
1. Шершеневич Г. Ф. Избранное: в п. 6 т. 2 включая Курс гражданского права [Текст] // Вступ. Слово, сост.: П. В. Крашенинников – М.: Статут, 2017.
2. Корпоративное право: учебник [Текст] // Е. Г. Афанасьева, В. Ю. Бакшинскас, Е. П. Губин и др.; отв. ред. И. С. Шиткина 2-е изд., перераб. и доп. М: КНОРУС, 2015.
3. Корпоративное право: учебник [Текст] // Е. Г. Афанасьева, В. Ю. Бакшинскас, Е. П. Губин и др.; отв. ред. И. С. Шиткина 2-е изд., перераб. и доп. М: КНОРУС, 2015.
4. Брауде И. Акционерные общества и товарищества в торговле и промышленности. (Сборник действующих узаконений с кратким комментарием и приложением примерного устава акц. Общества и договора полного товарищества). [Текст] // Со вступительной статьей проф. В. Ю. Вольфа. Петроград. Издание ВСНХ. 1923.- 96с.
5. Лазариди А. С. Государственная регистрация юридических лиц (административно правовые вопросы): канд. юрид.наук., Саратов, [Текст] // 2004. С. 86-149.
6. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [Текст] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. — № 30. –С. 418.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 32. – 05.12.1994. – Ст. 3301.
8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.07.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2020) [Текст] // СЗ РФ. 2001. — № 33. — Ст. 3431.
9.