Понятие «гражданства» представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности, и гарантия его свобод и составляет важнейшую часть Конституции РФ.
Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами. В данной статье рассматриваются институт гражданства и система административно-правового статуса граждан.
Определение административно-правового статуса гражданина неотделимо от уяснения понятия «гражданство». На сегодняшний день основополагающие вопросы гражданства установлены в статье 6 Конституции РФ:
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62 «О гражданстве Российской Федерации» ( ред. от 29.07.2017), и является единым и равным независимо от оснований приобретения; Самым важным условием приобретения российского гражданства является то, что заявитель должен постоянно (не менее 5 лет) проживать на территории РФ.
В соответствии положением Конституции РФ 1993 гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его, а также не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству [4, ст.6]. Таким образом, правовой механизм для лишения гражданства больше не существует.
Конституционные положения о гражданстве конкретизированы Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», который содержит принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, определяет основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
Статья 3 Закона о гражданстве определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Статьёй 4 данного Закона определены принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы гражданства.
Гражданами РФ в соответствии со статьёй 5 Закона о гражданстве являются:
- Лица, которые имеют гражданство РФ на день вступление в силу закона о гражданстве [3, ст.45].
- Лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве.
В соответствии со статьей 33 пунктом 4 Федерального закона о гражданстве перечень необходимых документов для приобретения российского гражданства определяется Постановлением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325.
Приобретение гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве:
1) по рождению (jussanguinis (право крови));
2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
3) по браку (jusmatrimonii);
4) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
5) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.
Одним из признаков демократического государства является признание, соблюдение и защита прав и свободы человека и гражданина, и наличие у него обязанностей. [4, ст.2]. Граждане РФ на всей территории России обладают всеми правами и свободами, а также имеют равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ [4, пункт 2 ст.6]
Административно-правовой статус гражданина РФ определяется Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 29 февраля 1997 года №1 –ФКЗ; ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года №3- ФКЗ; международно-правовыми договорами; «Всеобщей декларацией прав человека» 1948 года; Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от 14 ноября 2002 года; ФЗ «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года и др. В Федеральном законе « О гражданстве Российской Федерации» определены понятие и принципы гражданства Российской Федерации и его правила, которые регулирует вопросы гражданства в РФ.
Административно-правовой статус гражданина складывается из четырех подсистем, которые между собой тесно взаимосвязаны. Первая подсистема – это административно-правовой статус личности, характеризуемый комплексом прав и гарантий, декларируемых Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию в нормах административного права, и реализуемых посредством участия гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права как, право на свободу и личную неприкосновенность, право на жизнь, равенство перед законом и судом, право на свободу слово и мысли, на достоинство и другие. Вместе с тем, нельзя забывать и комплекса обязанностей, можно привезти пример бережно отношение к природному богатству; уплату законно установленных налогов и сборов; сохранение природу и окружающей среды и др.
Вторая подсистема – это административно-правовой статус гражданина. Именно в данной подсистеме принципиальное значение имеет устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии гражданства. Самая главная особенность в том, что административно-правовой статус гражданина включает в себя права и обязанности, которыми не обладают лица без гражданства. С наличием гражданства, гражданин обязуется защищать Отечество [ ст.59 КРФ, обязанность граждан РФ защищать Отечество].
Третья подсистема административно-правового статуса – социальный статус. В статье 19 Конституции РФ закрепляется 3 фундаментальных положения, которые должны учитываться при оценке содержания социального статуса гражданина. В соответствии:
1) с частью 1 ст.19 все равны перед законом и судом;
2) с частью 2 ст.19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
3) с частью 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
И последняя четвертая подсистема, административно-правовой статус гражданина, так называемый особый статус, содержание которого определяется правами и обязанностями, приобретаемыми гражданином для удовлетворения индивидуальных потребностей. Примером такого особого статуса может быть автовладелец, охотник, фотограф, официант.
Структура административно-правового статуса:
а) административная правоспособность – это возможность иметь определенные права и обязанности по общему правилу, для граждан Российской Федерации наступает правоспособность с рождения и прекращается со смертью.
б) административная дееспособность – Согласно со ст.60 Конституции Российской Федерации дееспособность наступает с 18 лет и дает собственно своими действиями приобретать, изменять и осуществлять свои права и обязанности.
в) совокупность прав и обязанностей;
г) ответственность;
д) гарантия реализации прав и обязанностей.
Список литературы:
- Гражданский кодекс РФ (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года)
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федераций», от 31.05.2002 г.
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
- Конджакулян К.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Защитник в Республике Армения в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015.
- Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
- Конджакулян К.М. Сущность института президентства в РФ и РА // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.
- Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА : понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.