ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУСТВИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТРУД

14 декабря 3:36

Упорядочение и совершенствование правового материала играет большую роль в качественном процессе трансформации сферы регулирования труда. В современных условиях особую актуальность приобретает реформирование именно трудовых отношений, так как конституционно закрепленное право на труд и его реализация является ценностью, определяющей уровень жизни человека, его благосостояние и место, которое он занимает в обществе.

Национальное законодательство, которым регулируются отношения трудоустройства иностранных граждан, достаточно динамично изменяются. Необходимость привлечения труда иностранных специалистов в определённых областях экономики неуклонно растет вместе с модернизацией процессов производства, увеличение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности национальных производств с целью привлечения квалифицированных работников в РФ. По мнению, Н. Н. Тарусиной «иностранные граждане, находящиеся в РФ, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законодательством, международными договорами» [8, С.350].

Постановлением РФ от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» закреплен список организаций, в которых не разрешено трудоустройство иностранных граждан (объекты Вооруженных Сил РФ, структурные подразделения по защите государственной тайны и т. д.). Аналогичные положения содержатся и в ст. 14 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 115- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных гражданах) [4].

В науке трудового права сложились неоднозначные мнения являются ли существующие ограничения и различия в трудовых отношениях, отраженные в законодательстве РФ, дискриминационными по отношению к иностранным работникам, поскольку ТК РФ закрепляет гарантию равных права для всех граждан. Т.В. Скворцова подчеркивает, что «трудовое законодательство РФ предоставляет равные возможности для реализации гражданами своих трудовых прав, запрещает дискриминацию и применяет обоснованные ограничения и предпочтения, не являющиеся дискриминационными» [7, С.617]. Иной точки зрения придерживаются следующие авторы: Р.А.Меркулов и А.Б.Маркарян, утверждая, что «при этом ограничения для иностранных граждан, установленные Законом № 115-ФЗ, исходя из положений ТК РФ, являются дискриминацией» [5, С.96].

Представляется верным, что ограничения, предусмотренные федеральным законодательством и системой квотирования рабочих мест в отношении иностранных работников нельзя считать дискриминационными. Основной целью введения специальных норм для иностранных граждан, в первую очередь, является не ущемление в трудовых правах и свободах, не получение преимуществ гражданами РФ, а создание основ приоритетного трудоустройства с учетом специфики того или иного вида труда, а также защита государством тех сфер трудовой деятельности, которые в случае вмешательства лиц в процесс могут нанести серьезную угрозу безопасности государства.

Оправданными и закономерными представляются следующие ограничения.

Иностранные граждане не могут находиться на муниципальной и государственной службе, потому что для работников данной категории основной составляющей правового статуса является наличие гражданства РФ, знание государственного языка. Согласно ч. 1 пункту 7 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: «наличие гражданства другого государства» препятствует поступлению на государственную службу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации [3]. Принадлежность к гражданству говорит о наличии устойчивой правовой связи гражданина с государством, выражающееся в совокупности прав и обязанностей.

Следующим ограничением в сфере профессиональной деятельности является положение о том, что иностранные граждане не могут занимать такие должности; как капитан корабля, радиоинженер, старший механик и т. д. Также предусмотрены ограничения для таких должностей, как: член экипажа военного корабля, командир самолета гражданской авиации.

Иностранные граждане не могут занимать должности прокуроров и следователей, работать в таможенных органах, получить статус адвоката или нотариуса, заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений. Они также не могут поступить на службу в полицию [4, С.174].

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 37), речь идет о вознаграждении за труд без какой бы то ни было дискриминации. Оплата труда считается одной из основных гарантий в трудовых отношениях. Естественно, что труд каждого работника необходимо оплачивать, исходя из норм, вытекающих из трудового законодательства, а также норм и правил, определяющих особенности выплаты заработной платы иностранным гражданам. Заработная плата является основной составляющей денежных доходов, влияет на общие показатели социально-экономического развития государства и является эффективным стимулом к труду.

На практике возникают такие случаи, когда размер заработной платы не соответствует установленной законом денежной сумме для этой категории работников, но происходит это не по вине работодателя, а, например, в связи с предоставлением отпуска без сохранения заработной платы по личной необходимости работника. В связи с пробелом существующем в законодательстве и неоднозначной практикой определения вины работодателя, в 2015 году в ст. 13.2 Закона об иностранных гражданах были введены положения п. 1.4, связанные с периодом невыплаты заработной платы из-за болезни, пребывания в отпуске без сохранения фиксированного дохода, вследствие чего оплата осуществлялась не в полном объеме согласно величины заработной платы – это положение считается соблюденным, если в течении 3 месяцев отчетного периода иностранный гражданин получал трехкратную сумму ежемесячной выплаты.

Безусловно, введение специальной главы в ТК РФ о регулировании труда иностранных граждан являлось важным фактором на пути совершенствования законодательства. Однако, специфика этих отношений требует детальной проработки отдельных положений. Если мы обратимся к гл. 50.1 ТК РФ [1], то увидим, что в законодательстве отсутствуют положения об уровне квалификации, опыте высококвалифицированного специалиста. В ст. 13.2 Закона об иностранных гражданах [2] также содержится лишь перечисление определённых качеств и навыков без указания на точные квалификационные требования. Относительно выплаты заработной платы существуют нижние и верхние границы оплаты труда. В этом случае положение о квалификации должно исходить от самого работодателя, поскольку именно он заинтересован в привлечении работников соответствующего квалификационного уровня. Следует согласится с мнением, по мнению, Е.А. Малышевой «оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, привлекаемых в качестве высококвалифицированных специалистов, оценивает исключительно работодатель и заказчик работ (услуг), который сам несет и соответствующие риски» [6, C.32].

В частности, основанием для аннулирования разрешительных документов, дающих право на осуществление трудовой деятельности может служит наличие ВИЧ-инфекции. Следует отметить, что в марте 2015 г. Конституционный суд РФ признал положения Закона об иностранных гражданах (пп. 13 п. 1 ст. 7) и Федерального закона РФ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» (п. 2 ст. 11), касающиеся ограничения въезда в случае выявления положительного ВИЧ – статуса признал не соответствующими Конституции РФ.

Законодательные поправки были приняты в 2015 году в результате Постановления Конституционного Суда РФ от 12.03.2015 № 4-П по жалобе иностранных граждан Украины У. и Республики Молдовы К., признающим не соответствующими Конституции Российской Федерации нормы миграционного законодательства, устанавливающего ряд ограничений на возможности проживания либо въезда в Российскую Федерацию ВИЧ-инфицированных лиц, являющихся иностранными гражданами либо лицами без гражданства. В результате КС РФ пришел к выводу о необходимости изменений, направленных на уточнение оснований и процедуры принятия решений, касающихся права иностранных граждан или лиц без гражданства, у которых выявлена ВИЧ-инфекция, на пребывание и проживание в Российской Федерации. В связи с этим в нормативные акты были приведены изменения с целью соответствия их нормам основного закона государства.

Исходя из вышеизложенного следует отметить следующее. На наш взгляд, принятие особых правил для иностранных граждан возможно расценить как «дифференциацию» их правового статуса. Очевидные причины данного подхода в ТК РФ, в числе которых: обеспечение безопасности государства, баланс трудовых ресурсов, задачи трудоустройства иностранных граждан.

Представляется верным, что ограничения, предусмотренные федеральным законодательством, в частности, системой квотирования рабочих мест в отношении иностранцев нельзя считать дискриминационными. Основной целью введения специальных норм для иностранных граждан в первую очередь является не ущемление в трудовых правах и свободах, не получение преимуществ гражданами РФ, а создание основ приоритетного трудоустройства с учетом специфики того или иного вида труда, а также защита государством тех сфер трудовой деятельности, которые в случае вмешательства лиц в процесс могут нанести серьезную угрозу безопасности государства.

Список цитируемой литературы:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ //СПС КонсультантПлюс.
  2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115- ФЗ //СПС КонсультантПлюс.
  3. О государственной гражданской службе в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральныйзакон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  4. Коршунова, Т.Ю. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие [Текст] / Т.Ю. Коршунова. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. – 400 с.
  5. Меркулов, Р.А. Проблемы законодательства по вопросам регулирования труда иностранных работников и пути их преодоления [Текст] / Р.А. Меркулов, А.Б. Маркарян // Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях. – 2017. – С. 95-99.
  6. Малышев, Е.А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика [Текст]: монография / Е.А. Малышев. – М.: Юстицинформ, 2017. – 240 с.
  7. Скорцова, Т.В. Дискриминация или правомерные ограничения в трудовом законодательстве [Текст] / Т.В. Скворцова // Юридическая техника. – 2018. – №12. – С.617-619.
  8. Тарусина, Н.Н. Социальные договоры в праве [Текст]: монография / Н.Н. Тарусина, А.М. Лушников, М.В. Лушникова. – М.: Проспект, 2017. – 480 с.