МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

7 июня 6:31

Одним из дискуссионных вопросов муниципального права является порядок реализации муниципального контракта в Российской Федерации. Актуальность темы исследования обусловлена наличием проблем по вопросу рационального использования бюджета местного самоуправления и наличием коррупционной составляющей в рамках реализации муниципального заказа.

Важно отметить ряд признаков муниципального заказа, влияющие на установление оптимального выбора поставщика. Ведь с каждым изменением законодательства в данной сфере происходят видоизменения порядка заключения муниципальных заказов.

Согласно данным статистики, ВВП России по итогам 2018 года составил 1,57 трлн $, а объем государственного заказа достиг отметки 6,79 трлн рублей [7].

Учитывая ежегодный рост государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации, очевидно, необходимо обратить внимание на возможности манипулирования должностными лицами порядком проведения торгов при выборе поставщика.

         В первую очередь стоит установить значение понятия «муниципальный заказ», трактовки которого разнообразны. С точки зрения К.В. Кичик, «особенность муниципального заказа заключается в непрерывности и последовательности этапов, например, после планирования идет процесс формирования и т.д. [5]. По нашему мнению, к данной формулировке можно отнестись критически, так как непрерывный процесс не может быть равноценен понятию «контракт» и следует также добавить дополнительный этап – порядок возврата некачественного товара и поиск другого более надежного поставщика.

         По мнению Ю.Ю. Павленко, особенностью муниципального заказа является заключение договора (контракта) между муниципальными органами и поставщиками (или исполнителями) по оказанию последними услуг или проведению определенных работ в целях удовлетворения интересов населения муниципального образования за счет средств местного бюджета [6]. Следует согласиться с мнением автора, так как, по сути, вышеуказанное понятие более корректно раскрыто, нежели формулировка «муниципальный заказ» в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Примечательны правовые позиции по проблематике темы исследовании некоторых видных ученых. По мнению О.П. Ермишкиной, «необходимо разработать типовых требований (контрактов) к стандартным товарам, работам и услугам, в том числе и требований к гарантийным обязательствам поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом указанные типовые требования должны быть размещены на едином общероссийском портале и быть обязательными к применению при размещении заказов на типовые товары, работы и услуги»[4].

Показательна по данному поводу судебная практика. Например, Верховный Суд РФ, отказывая индивидуальному предпринимателю в удовлетворении жалобы по факту недопущения последнего к аукционным торгам без соответствующей лицензии по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, посчитал требования правомерным [2]. Однако, по мнению А.Р. Аминова, закрепленные правовые нормы в ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ не отображают сущности свободной конкуренции и противоречат российскому законодательству [3].

По нашему мнению, указанное предложение автора может быть реализовано только в случае необходимых законодательных корректировок в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Например, отсылочный характер нормы о лицензировании работ по муниципальному заказу к Федеральному закону от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» негативно влияет на нагрузку судов общей юрисдикции, поэтому мы предлагаем расширить ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ включив все правовые ограничения к участникам закупки в одной вышеуказанной норме.

         Исследуя зарубежный опыт реализации муниципального заказа, можно обратить внимание на следующие характерные особенности, которые необходимо учесть:

— централизованная организация осуществления государственных закупок, для чего создается специализированный государственный орган, который в дальнейшем распределяет в государственные учреждения необходимые товары и услуги;

— наличие единой методики осуществления конкурсных торгов, для чего используется библиотека типовых контрактов и банк данных требований к закупаемой продукции;

— осуществление аудита процедуры закупок, в частности, прогнозирования и планирования закупок, организации торгов, обеспечения чистой конкуренции, контроля исполнения контрактов, анализа эффективности обеспечения государственных нужд.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о несовершенстве российского законодательства в области регулирования муниципальных заказов, поэтому необходимо провести ряд необходимых законодательных корректировок. Так, закрепленные правовые нормы в ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ не отображают сущности свободной конкуренции и противоречат российскому законодательству, поэтому мы предлагаем расширить ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ включив все правовые ограничения к участникам закупки в одной вышеуказанной норме. Также предлагаем закрепить правовую норму Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, устанавливающую единообразное осуществление конкурсных торгов.

 

Список использованных источников

 

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
  2. Архив Верховного Суда РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: sudact.ru/law/obzor-sudebnoi-praktiki-primeneniia-zakonodatelstva-rossiiskoi-federatsii/ (дата обращения: 03.12.2019).
  3. Аминов И.Р., Чиглинцев Д.Е. Муниципальный заказ в Российской Федерации: проблемы размещения и последующей реализации // Сборник статей: Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы. Пенза. 2017. С. 269-272.
  4. Ермишкина О.П. О некоторых проблемах, возникающих при заключении договоров поставки для государственных и муниципальных нужд // Гуманитарные и юридические исследования. 2013. № 2. С. 24-29.
  5. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. – М.: Юстицинформ, 2012. – 260 c.
  6. Павленко, Ю.Ю. Муниципальный заказ и муниципальные закупки, понятия и взаимосвязь // Студенческая наука XXI века. 2016. № 1-2. С. 228-231.
  7. Объем госзакупок в РФ в 2018 году вырос до 6,8 трлн рублей [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/646259 (дата обращения: 02.12.2019).