Общая характеристика состояния окружающей среды и природоохранной политики в Республики Марий Эл

2 ноября 12:14

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных проблем государственно-правового регулирования.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по мониторингу окружающей среды, планированию мероприятий по ее охране, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1], а также Земельном кодексе РФ[2], Водном кодексе РФ[3], Лесном кодексе РФ[4], Воздушном кодексе РФ[5], Градостроительном кодексе РФ[6] и многих других нормативных правовых актах РФ.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены, в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ[7], к совместному ведению РФ и субъектов в составе РФ, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируются и актами субъектов Российской Федерации. Во многих из них, в том числе в Республике Марий Эл, приняты нормативные правовые акты об охране окружающей природной среды, об особо охраняемых территориях, об охране редких и исчезающих видов растительного и животного мира, а также региональные программы, направленные на повышение эффективности природоохранных мероприятий.

Так, например, приняты Закон Республики Марий Эл от 24.02.2014 № 5-З «О регулировании отдельных отношений в области охраны окружающей среды»[8], Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 № 51 «Вопросы Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл»[9], Постановление Правительства Республики Марий Эл от 15.10.2012 № 398 «Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 — 2025 годы»[10] и другие.

 На территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, акты органов местного самоуправления об озеленении и благоустройстве населенных пунктов, повышении плодородия земель и т.п. Например, приняты программы: Муниципальная программа «Развитие коммунальной, жилищной инфраструктуры, строительства, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности и жизнедеятельности населения в муниципальном образовании «Новоторъяльский муниципальный район» на 2014 — 2025 годы», Муниципальная целевая программа «Мероприятия по охране окружающей среды на территории муниципального образования «Звениговский муниципальный район» на 2010-2015 годы». Следует отметить, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Марий Эл, как и в других регионах, принимается совсем не много таких программ.

Особо следует отметить, что мероприятия в нашей республике предусмотрены и в национальном проекте «Экология». Так, в национальный проект «Экология» входят несколько региональных проектов: «Сохранение уникальных водных объектов», «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами», «Чистая страна» и «Сохранение лесов».

Первый из них подразумевает расчистку водохранилища на реке Ошла у деревни Малый Кугунур Оршанского района, а также восстановление и экологическую реабилитацию русла реки Нолька в пределах Медведевского района. Волонтеры очистят берега водоемов от бытового мусора и древесного хлама. Документы по проекту сейчас находятся на рассмотрении в Федеральном агентстве водных ресурсов. Кстати, в этот же проект включена программа «Оздоровление Волги».

Благодаря федеральному проекту «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» в трех райцентрах Марий Эл будут построены мусоросортировочные комплексы, а в городе Йошкар-Оле появится вторая линия уже действующего комплекса. Кроме того, разрабатывается модель территориальной схемы обращения с отходами.

Федеральный проект «Чистая страна» уменьшит экологический ущерб, связанный с захоронением ТКО, так как будут проведены восстановление и рекультивация более 17 гектаров земель, подверженных негативному влиянию отходов. Рекультивация полигонов ТКО в Горномарийском, Волжском, Звениговском, Параньгинском и Советском районах республики станет возможной благодаря субсидированию из федерального бюджета. Общая площадь восстановленных земель к 2024 году составит 17,8 гектара.

Проект «Сохранение лесов» позволяет оснастить республиканские ведомства лесопожарной техникой, увеличить площадь лесовосстановления, повысить качество и эффективность работ по сбережению зеленых легких планеты.

В рамках проекта «Чистая вода» Минстрой продолжает модернизировать существующие и строить новые объекты водоснабжения и водоотведения. Так, будут построены водопровод в поселке Килемары, очистные сооружения в деревне Мари-Турекского района под названием По речке Ноля, биологические очистные сооружения канализации в городах Волжске и Козьмодемьянске (часть из них просто реконструируют). Работы запланированы и на очистных канализационных сооружениях в деревне Малая Каракша и селе Табашино Оршанского района[11].

Как видно, одним  из  ключевых  направлений  развития  республики   является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни  и здоровья  населения,  а  также   устойчивое   экономическое   развитие республики  могут  быть  обеспечены  только  при  условии   сохранения природных систем и поддержания  соответствующего  качества  окружающей среды.   Для   этого   необходимо   формировать   и    последовательно реализовывать единую политику  в  области  экологии,  направленную  на охрану  окружающей  среды  и  рациональное   использование   природных ресурсов.

Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в пределах своей компетенции на территории Республики Марий Эл:

проводить государственную политику и осуществлять управление и координацию деятельности в сфере лесного хозяйства;

осуществлять полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, организации и регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства, в том числе переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

осуществлять полномочия в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды[12].

Вопросы обеспечения экологической безопасности  и сохранения природных ресурсов находятся на постоянном контроле Правительства Республики Марий Эл, которым принят ряд нормативно-правовых актов. В частности, утверждена «дорожная карта» по переходу на новую систему обращения с отходами, реализуется Государственная программа Республики Марий Эл «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 — 2020 годы».

Государственными инспекторами Минприроды Республики Марий Эл с целью выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в отрасли ведется активная работа по лесному и экологическому контролю и надзору, а также контролю и надзору за объектами животного мира. Так, к примеру, для обеспечения пожарной безопасности в лесах республики имеется целый арсенал сил и средств как на балансе подведомственной Авиалесоохраны, так и у арендаторов лесных участков: ПХС третьего типа, укомплектованная пожарными машинами, техническими средствами и инвентарем. В пожароопасный сезон круглосуточно работает Региональная диспетчерская служба, ведется наземный и авиамониторинг, стационарное видеонаблюдение за лесным фондом посредством 18 видеокамер.

Важное место среди экологических прав граждан имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, поскольку такая информация позволит гражданам принять своевременные меры по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений, природных и техногенных катастроф. Граждане и их общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Республика входит в список регионов Приволжского федерального округа с наиболее хорошо сохранившейся природой. Состояние окружающей среды в Марий Эл, как одном из наиболее экологически чистых регионов страны, действительно находится на должном уровне, хотя и имеется ряд проблем. Так, например, в «Экологическом рейтинге субъектов Российской Федерации» за 2018 год общественной организации «Зеленый патруль» Марий Эл заняла 32 место из 85. Эксперты отмечали, прежде всего, стихийную свалку мусора близ города Волжска, хотя, при этом, проблем с вывозом и переработкой ТБО/ТКО они не нашли. Было отмечено, что в республике не хватает мусорных баков, недостаточно мусороперерабатывающих предприятий.

Был составлен особый природоохранный индекс региона. Он включил в себя состояние атмосферы, воздуха, водных и земельных ресурсов, биоресурсов, а также климата. В 2018 году он составил 53/47. Индикаторами социально-экологического индекса (67/33) являются среда обитания, власть, гражданское общество, закон и порядок, информационно-психологический климат, образование и культура, ЖКХ. Промышленно-экологический индекс (39/61) включил промышленную среду, ТБО, науку и инновации, промышленные отходы, продукцию и услуги, экологическую модернизацию и ответственность бизнеса.

Сводный экологический индекс (55/45) совокупно складывается из природоохранного, промышленно-экологического, социально-экологического. В Роспотребнадзоре отметили, что в республике не было зафиксировано превышений гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям загрязнения почвы. В Марий Эл питьевая вода из распределительной сети полностью соответствовала санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Главные достижения на сегодня – восстановление лесов после разрушительных пожаров 2010 года, которое уже практически завершено; увеличение площади особо охраняемых природных территорий; расчистка русла реки Кокшага и укрепление ее береговой линии.

В республике часто проходят эко-мероприятия. Так, эко-марафон «Переработка» — «Сдай макулатуру — спаси дерево!» (с 27 мая по 9 июня 2019 г.) привлек внимание общественности к ресурсосбережению и экономии природных ресурсов, системе вторичной переработки отходов.

В 2019 году в республике прошла Региональная конференция ОНФ, на которой общественники подготовили 11 общественных предложений (их передали Главе Марий Эл), затронув вопрос создания «зеленого щита» вокруг Йошкар-Олы. В проект лесопарковой зоны, который был создан ранее, в него были внесены поправки, учтены особенности территориальной схемы, но до реализации дело не дошло.

К слову, на территории Волжского района появился новый государственный природный заказник «Сотнурская возвышенность» общей площадью 2005 гектаров. В нем растут редкие виды растений, лишайники, обитают два вида млекопитающих, 15 видов беспозвоночных и 10 видов птиц, занесенных в Красную книгу Марий Эл[13].

В планах на ближайшую перспективу реализация республикой Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[14] в отношении стратегического развития и приоритетного проекта национальные проекты (программы) по  направлению «Экология», а именно:

формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;

применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;

экологическая реабилитация водных объектов, в том числе сокращение доли загрязненных сточных вод, отводимых в Волгу;

сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий, реинтродукцию редких видов животных, воспроизводство лесов на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений и другие.

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 14.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1997. — № 12. — Ст. 1383.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. — № 44. — Ст. 4147.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 13.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 16.
  5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2006. — № 23. — Ст. 2381.
  6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2006. — № 50. — Ст. 5278.
  7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. – 2002. — № 2. — Ст. 133.
  8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. – 2018. — № 20. — Ст. 2817.
  9. Закон Республики Марий Эл от 24.02.2014 № 5-З (ред. от 28.12.2018) «О регулировании отдельных отношений в области охраны окружающей среды». – [Электронный ресурс]. – URL: КонсультантПлюс.
  • Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 № 51 (ред. от 31.05.2019) «Вопросы Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл». – [Электронный ресурс]. – URL: КонсультантПлюс.
  • Постановление Правительства Республики Марий Эл от 15.10.2012 № 398 (ред. от 17.04.2019) «Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 — 2025 годы».– [Электронный ресурс]. – URL: КонсультантПлюс.
  • Дьякова, Е. Экологическая ситуация в Марий Эл: что говорят эксперты, и как нацпроекты помогут республике / Е. Дьякова // Марийская правда. – 2019. – 25.10
  • Марий Эл остается одним из самых экологически чистых регионов страны. – [Электронный ресурс]. – URL: https://potokmedia.ru/sociology/48443/ (дата обращения:. 20.10.2019).

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. – 2002. — № 2. — Ст. 133.

[2] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. — № 44. — Ст. 4147.

[3] Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2006. — № 23. — Ст. 2381.

[4] Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2006. — № 50. — Ст. 5278.

[5] Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 14.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1997. — № 12. — Ст. 1383.

[6] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 13.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 16.

[7] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

[8] Закон Республики Марий Эл от 24.02.2014 № 5-З (ред. от 28.12.2018) «О регулировании отдельных отношений в области охраны окружающей среды». – [Электронный ресурс]. – URL: КонсультантПлюс.

[9] Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 № 51 (ред. от 31.05.2019) «Вопросы Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл». – [Электронный ресурс]. – URL: КонсультантПлюс.

[10] Постановление Правительства Республики Марий Эл от 15.10.2012 № 398 (ред. от 17.04.2019) «Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 — 2025 годы».– [Электронный ресурс]. – URL: КонсультантПлюс.

[11] Дьякова, Е. Экологическая ситуация в Марий Эл: что говорят эксперты, и как нацпроекты помогут республике / Е. Дьякова // Марийская правда. – 2019. – 25.10

[12] Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 № 51 (ред. от 31.05.2019) «Вопросы Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл».– [Электронный ресурс]. – URL: КонсультантПлюс.

[13] Марий Эл остается одним из самых экологически чистых регионов страны. – [Электронный ресурс]. – URL: https://potokmedia.ru/sociology/48443/ (дата обращения:. 20.10.2019).

[14] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. – 2018. — № 20. — Ст. 2817.