Среди преступлений, вызывающих широкий общественный резонанс, особое положение занимают преступные посягательства на жизнь и здоровье наиболее уязвимой категории граждан — малолетних лиц. Особое внимание к себе привлекают случаи совершения преступлений, посягающих на жизнь и здоровье детей, совершаемых родителями, что обуславливается их редкостью в сравнении с иными видами преступлений и жестокостью, направленной на жертв лицами, на которых законом возложена обязанность обеспечения заботы, охраны и защиты прав жертв данных преступлений. В число вышеуказанных противоправных деяний входит, помимо прочего, состав преступления, предусмотренный ст. 106 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Убийство матерью новорожденного ребенка»[1].
На сегодняшний день в Российской Федерации убийства новорожденных, совершаемые матерями, малораспространены и носят, скорее, исключительный характер по отношению к общему удельному весу убийств. Следует отметить, что в течение нескольких лет в Российской Федерации наблюдается тенденция снижения числа убийств и покушений на убийство в целом. Так, согласно статистическим данным МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ, с января по декабрь 2010 года было совершено 130 убийств новорожденных детей их матерями, за аналогичный период 2015 года — 98, а в 2019 году их количество снизилось до 33 [2].
Несмотря на малочисленность данного вида убийств относительно иных и высокую степень их раскрываемости, в процессе расследования рассматриваемых преступлений возникают различные проблемы. Целью проведения данного исследования является выявление проблемных вопросов, возникающих в процессе расследования, и выдвижение предложений по их преодолению.
В науке уголовного права, процесса и криминалистики проблемным вопросам убийств новорожденных, совершаемых матерями, уделялось значительное внимание такими теоретиками, как Лукомской А.С., Исаевой К.А., Федотова И.С.
Выделение убийства матерью новорожденного ребенка в отдельный состав преступления, обособленный от иных видов убийств, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 105 УК РФ, обусловлено, на наш взгляд, следующими причинами:
- особенностями психологического и психического состояния субъекта преступления в момент, предшествующий совершению преступного деяния и непосредственно при его совершении;
- особенностями отношений, существующими между жертвой и субъектом преступного посягательства.
Кроме того, существует ряд проблем, возникающих в процессе расследования, среди которых можно выделить следующие:
- необходимость ускоренного проведения следственных действий, направленных на проверку сообщения о преступлении и обнаружение субъекта преступления ввиду возможной опасности, угрожающей как преступнику, так и окружающим его лицам в связи с тяжелым нарушением психического здоровья лица, виновного в совершении рассматриваемого деяния;
- вытекающая из вышесказанного необходимость повышения эффективности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Как отмечает Белкин Р.С.: «…взаимодействие участников расследования — одна из форм организации расследования преступного деяния, которая заключается в урегулированном на законодательном уровне сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованном в вопросах достижения целей, времени и месту осуществления»[3].
При расследовании убийств новорожденных, совершаемых матерями, особую эффективность показало проведение расследования в составе следственно-оперативной группы. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность отличается сокращением времени производства как отдельных следственных действий, так и всего расследования в целом. Капица Т.А. подчеркивает, что «…по делам об убийствах рассматриваемой категории взаимодействие следователя с оперативными работниками наиболее явно проявляется именно на первоначальном этапе расследования, корреспондируя уголовно-процессуальным стадиям возбуждения дела и предварительного расследования»[4].
В процессе расследования рассматриваемой категории убийств совместная деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, со следователем, может быть выражена в двух формах: формальной (процессуальной) и неформальной (непроцессуальной или организационно-тактической)[5].
Процессуальная форма взаимодействия указанных субъектов расследования выражается в совместной деятельности, регулируемой положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Непроцессуальная форма взаимодействия выражется в таких действиях, как совместное установление общей и частных целей расследования, типичных следственных ситуаций и дальнейших путей ведения расследования, утверждение плана расследования, согласование порядка совместного проведения следственных и иных процессуальных действий, взаимный обмен информацией, полученной в результате их осуществления.
На наш взгляд, взаимодействие работников следствия и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность как в процессуальной, так и в непроцессуальной форме значительно повышает эффективность и скорость расследования таких преступлений, как убийство матерью новорожденного ребенка, которые, в силу своей специфики, требуют ускоренного обнаружения лица, совершившего преступление. На сегодняшний день использование опыта совместной деятельности по расследованию данной категории преступлений не является повсеместным. Опыт субъектов государства, в которых расследование данных убийств производится следственно-оперативной группой, позволяет сделать вывод о том, что нормативно закрепленное требование о расследовании убийств новорожденных, совершаемых матерями, повлечет за собой повышение процента их раскрываемости на всей территории государства и сократит временные затраты на производство расследования, что является целесообразным с точки зрения разумного распределения временных ресурсов и разумного срока производства предварительного следствия.
Список использованной литературы:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. и доп. от 18.02.2020 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Состояние преступности в России. МВД РФ. ФКУ «ГИАЦ». Москва.
- Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. — М., 1997. С. 31.
- Капица Т.А. Теоретические и практические аспекты взаимодействия следователя с работниками оперативно-розыскного подразделения при расследовании убийства матерью новорожденного ребенка // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 1 (23). С. 56.
- Котов В.В. Организационные и тактические основы взаимодействия следователя и органов дознания при производстве отдельных следственных действий: Автореф. дис. … канд.юрид.наук. – Екатеринбург, 2007. С. 15.
Used literature:
- Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ s izm. i dop. ot 18.02.2020 g. // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.
- Sostojanie prestupnosti v Rossii. MVD RF. FKU «GIAC». Moskva.
- Belkin R.S. Kriminalisticheskaja jenciklopedija. — M., 1997. S. 31.
- Kapica T.A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty vzaimodejstvija sledovatelja s rabotnikami operativno-rozysknogo podrazdelenija pri rassledovanii ubijstva mater’ju novorozhdennogo rebenka // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 1 (23). S. 56.
- Kotov V.V. Organizacionnye i takticheskie osnovy vzaimodejstvija sledovatelja i organov doznanija pri proizvodstve otdel’nyh sledstvennyh dejstvij: Avtoref. dis. … kand.jurid.nauk. – Ekaterinburg, 2007. S. 15.
[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. и доп. от 18.02.2020 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
[2] Состояние преступности в России. МВД РФ. ФКУ «ГИАЦ». Москва.
[3] Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. — М., 1997. С. 31.
[4] Капица Т.А. Теоретические и практические аспекты взаимодействия следователя с работниками оперативно-розыскного подразделения при расследовании убийства матерью новорожденного ребенка // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 1 (23). С. 56.
[5] Котов В.В. Организационные и тактические основы взаимодействия следователя и органов дознания при производстве отдельных следственных действий: Автореф. дис. … канд.юрид.наук. – Екатеринбург, 2007. С. 15.