Конституция республики Кот д’Ивуар как источник гражданского процессуального права

3 января 11:41

Кот-д’Ивуар — страна находящаяся в Западной Африке рядом Атлантическим океаном  — является  бывшей французской  колонией, получившей независимость в 1960 году. Население страны насчитывает 26 миллионов. Имеются две столицы:

-одна политическая (Ямуссукро)

-вторая экономическая (Абиджан)

Кот-д’Ивуар окружают такие страны как Мали и Буркина Фасо, на севере – Гана, на востоке — Либерия и Гвинея (Конакри), на западе и юге — Атлантический океан.

Страна является членом Организации по гармонизации предпринимательского права Африки (ОХАДА) и Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС).

Она представляет 40% ВВП ЗАЭВС (Западноафриканский экономический и валютный союз), в которым Кот-д’Ивуар является членом с момента его создания в 1994 году

Кот-д’Ивуар — вторая страна Африканского континента по динамичности экономики за период с 2011 по 2020 год, вслед за Эфиопией по статистике Всемирного банка. Сельское хозяйство остается локомотивом этого роста, который также опирается на углеводороды. Однако переработка сельскохозяйственной продукции по-прежнему является серьёзной проблемой.

Кот-д’Ивуар — ведущий производитель какао в мире с почти 20 миллионов тонн. Помимо какао, страна стала также ведущим мировым производителем анакарды (кешью) в 2015 году, обогнав Индию с производством 702.000 тонн. Кот-д’Ивуар также является вторым африканским экспортером Кофе Робуста, уступаюшим Уганде.

После обретения независимости Кот-д’Ивуар — унитарное государство, выбравшее президентский режим. Президентский режим второй республики характеризовался разделением властей внутри государства: исполнительной, законодательной и судебной.  Институциональный ландшафт Кот-д’Ивуара состоит из органов, осуществляющих эти три полномочия и других учреждений, таких как Экономический и социальный совет и Омбудсмен[1].

Исполнительная власть возглавляется исключительно президентом республики, который также является Главой государства согласно статье 63 конституции республики Кот д’Ивуар. Однако он делит это полномочие с вице-президентом и премьер-министром который является главой правительства.

Законодательная власть в настоящее время возглавляется двумя органами: Национальное собрание и Сенат, который был создан недавно в 2016 году. Эти два органа составляют парламент (le parlement) в соответствии со статьей 85 конституции.

Национальное собрание состоит из 255 членов, принимает законы и утверждает налоги. В соответствии со статьей 93 конституции оно также имеет право контролировать действия исполнительной власти и оценивает государственную политику. Для обеспечения независимости Национального собрания от других полномочий и укрепления свободы депутата, он пользуется некоторыми юридическими привилегиями, таким как иммунитеты. Сенат является верхней палатой ивуарийского парламента. Сенат был создан в начале третьей республики (2016). Сенат обеспечивает представительство местных общин и ивуарийцев за пределами Кот-д’Ивуара. Сенат насчитывает 99 сенаторов с 5-летним сроком полномочий, в том числе: 66 сенаторов избранные всеобщим голосованием и 33 — назначенных президентом республики.

И, наконец, Судебная власть. Следует подчеркнуть, что до обретения Кот-д’Ивуаром независимости существовало два судебных органа: французские суды, применяющие французское право, и судебная организация, основанная на обычном или местном праве. Эта двойственность является следствием двойственности законодательства, которая сама по себе основывается на различии уставов, регулирующих различные слои населения.

После обретения независимости произошла перестройка судебной системы, унаследованной от колониальных времен. Цель этой перестройки выражалась в создании современной судебной системы, отражающей потребности страны. Эта реорганизация включала набор, подготовку судей и помощников судебных органов (судей, секретарей, министерских чиновников, адвокатов, судебных приставов, нотариусов и т.д.).  Эта модернизация осуществлялась на основе трех принципов: 1) правосудие осуществляется от имени народа; 2) судьи при исполнении своих обязанностей подчиняются только закону, при этом 3) их независимость гарантируется президентом республики. Cудебная власть охраняет индивидуальные свободы.

Судебная власть осуществляется в настоящее время судами первой и второй инстанции под контролем Верховного суда. Верховный суд (la cour suprême) обладает окончательной юрисдикцией по отношении вопросов которые не регулируются законами.

Согласно статье 143 новой конституции 2016- ого года республики Кот-д’Ивуара судебная система состоит из следующих судов: Верховный суд, Счетная палата, Апелляционные суды, Трибуналы первой инстанции, Административные трибуналы и Счетные палаты регионов.[2]

Эти судебные органы компетентны для разрешения споров между физическими лицами, государством и юридическими лицами. Для проведения осуществления правосудия Национальное собрание установило ряд законов, что  закреплено в различных документах, таких как Конституция и 18 кодексов для регулирования отношений, касающиеся всех сфер жизни. Среди них Кодекс гражданского процессуального права, но в Кот-д’Ивуаре он называется Кодекс гражданского, торгового и административного судопроизводства, так как в нем закреплены нормы, регулирующие торговое и административное судопроизводство. Кодекс представляет собой свод нормативных положений, целью которых является закрепление правовых норм, касающихся гражданских, торговых и административных процедур. Этот кодекс был принят первым президентом страны – Феликсом Уфуэ-Буаньи в 1972 году.

Данный кодекс был создан по образцу французского гражданского процессуального кодекса Наполеона 1807 года.  Со временем в него были внесены некоторые изменения, последние изменения были внесены 15 апреля 2020 года.  Они касались статей 47 и 265 настоящего кодекса.

Кодекс состоит из 8 разделов; 17 частей; 30 глав и 433 статей.

Другие источники гражданского торгового и административного судопроизводства республики Кот д’Ивуар

Источники, представляющие собой внешнюю форму выражения права, в большинстве случаев являются письменными, однако существуют и неписанные источники, такие как обычай, который принимает форму использования местного происхождения. Обычай представляет собой привычки за которым следует практика одного места (или пространства). Такая практика может также восполнять пробелы в законодательстве и одновременно быть дополнением к закону. Другим неписанным источником является судебная практика (la jurisprudence).

Перейдем к письменными источникам. Это прежде всего законы и иные нормативные акты: Конституция Кот д’Ивуар, французский гражданский процессуальный кодекс Наполеона 1807 года, гражданский кодекс Кот д’Ивуар, семейный кодекс, жилищный кодекс и трудовой кодекс.[3]

Конституция как источник регулирования судопроизводства республики Кот д’Ивуара

Конституция является наиболее важным источником для любой отрасли права. Она выступает основным законом государства, который обладает высшей юридической силой.

Как и любая отрасль права, гражданское судопроизводство пережило явление конституционализации под влиянием прецедентного права Конституционного совета и мер или рещений, принятых судьями в соответствии с конституционными принципами.  Однако это явление оспаривается некоторыми авторами, которые ссылаются на то, что согласно с конституцией гражданское судопроизводство относится к иной сфере регулирования, поэтому оно выходит за рамки конституционности и, следовательно, не может быть конституционализировано.[4]

 Согласно параграфу 13 Введении к Конституции Кот д’Ивуар, в котором ивуарийский народ заявляет о его приверженности принципам плюралистической демократии, основанной на проведении свободных и транспарентных выборов, разделении и равномерном распределении властей.

По мнению этих авторов, в этом параграфе подразумевается, что разделение властей также означает равенство между иными властями, то есть конституция являясь основополагающим компонентом законодательства, не может или не должен влиять на судебную власть.

Эти аргументы опровергаемы, поскольку сама цель конституции состоит в том, чтобы она была на вершине всех нормативных актов, она должна применяться ко всем отраслям права. Так что конституционализация гражданского судопроизводства очевидна и осуществляется несколькими способами.[5]

Конституционализация — это утверждение Конституционным советом конституционных принципов, которые необходимы правительству и парламенту. Отсюда создается контроль конституционализации над основными принципами гражданского судопроизводства.

Решения Конституционного совета являются обязательными для всех властей. Судьи судебных инстанций при вынесении судебных актов  должны оценить их законность в соответствии с конституционными нормами. Нарушение Конституции позволяет подать кассационную жалобу.

Согласно второму пункту статьи 137 Конституции “закон или положение, объявленные Конституционным советом неконституционными, отменяются.”

Ряд статьей Конституции республики Кот д’Ивуар в определенной степени затрагивают порядок осуществления правосудия (статья 2, статья 6, статья 101, второй пункт статьи 137,  статья 138 и139 и так далее).

В соответствии со статьями 124 и 125 Республика Кот д’Ивуар может заключать соглашения об ассоциации или интеграции с другими африканскими государствами, включая частичный отказ от суверенитета в целях достижения африканского единства .

Республика Кот д’Ивуар соглашается создать с этими государствами межправительственные организации для совместного управления, координации и свободного сотрудничества. Цели организаций могут включать координацию судебной организации.     Это означает, что при подписании такого соглашения республикой Кот д’Ивуар, все нормативные акты и положения этого соглашения будут применятся также в гражданском судопроизводстве Кот д’Ивуар.

Cогласно статье 101 Конституции: »закон определяет основные принципы имущественных прав, вещных прав и гражданских обязанностей, он также устанавливает правила, касающиеся организации общегражданских судов и административных судов, и процедуры, применяемые в этих судах.»

В соответствии со статьей 138 конституции »Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они являются обязательными для правительства, любого административного, судебного, военного, органа и любого физического или юридического лица. Под этим понимается, что все решения Конституционного совета применяются в  гражданском судопроизводстве, и все решения судов должны быть законными в соответствии с решениями Конституционного совета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 конституции »любое лицо имеет право на уважение его человеческого достоинства и признание его правосубъектности.»   Это означает, что при нарушении правосубъектности, которая является конституционным правом, любое лицо может обратиться в суд.[6]

В заключение , исходя из того что было сказано выше можно подчеркнуть что несмотря на принцип разделения властей который обозначает равенство и независимость каждой власти от иного . Конституция имеет самую высшую юридическую силу и она влияет на все отрасли права так как ее цель состоит в том чтобы она была вершине всех нормативных актов . Все принятые решения и создании нормативных актов законодательством и правительством должны быть законно в соотвествии с ней и нарушение её правила приводит к открытию судебного разбирательства перед конституционном судом. Отсюда Можно сказать что она является самым важным источником гражданского судопроизводства в республике Кот д’Ивуар.

 

Список использованной литературы

  1. Артемьева Ю.А., Ермакова Е.П, КовыршинаН.А., Русакова Е.П. Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках. Учебное пособие. М., Изд. Инфотропик, 2017. 423 с.
  2. Ермакова Е.П. Гражданский процесс, арбитраж и медитация в странах Северной Африки (Алжир и Египет). Монография. Москва, Изд. Инфотропик, 2019. ISB 978-5-9998-0000-0 264c.
  3. Ермакова Е.П. Гражданское процессуальное право Республики Гана// Сравнительноправовыеаспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: сборник статей Межвузовской конференции. Москва, 22 января 2016 г. – М., РУДН, 2016, с.63-75.
  4. Ермакова Е.П. К вопросу о понятии форм и способов разрешения споров в разносистемныхправопорядках// Пробелы в российском законодательстве — М., 2016, номер 6, с. 55-58.
  5. Ермакова Е.П. Международный коммерческий арбитраж в странах Африки: источники правового регулирования// Вестник международного коммерческого арбитража – М., 2015, № 2-1., С. 40-56.
  6. Ермакова Е.П. Реформы гражданского судопроизводства, арбитража и медиации в зарубежных странах 2014-2018 гг. (Австралия, Англия, Германия, Канада, США, Франция). Монография. М. Изд. Инфотропик, 2018. 178 с.
  7. Code de procédure civile commerciale et administrative. Texte de Loi / mise à jour le 26 Выпуск №13(47)’2020 — 5 — Octobre 2018. URL: https://editions-alexandrie.com/subscription/texte/13605-code-de-procedure-civile%E2%80% 93commerciale-et-administrative Дата обращения 15.11.2020.
  8. la Côte d’Ivoire 2016. URL: http://extwprlegsfao.org/docs/pdf/ivc160760.pdf Дата обращения 15.11.2020.. Constitution de
  9. Côte d’Ivoire-AIP/ Le code de procédure civilecommerciale et administrative modifié par le gouvernement//A LA UNE. 15/04/2020 URL: https://aip.ci/cote-divoire-aip-le-code-de-procedure-civile-commerciale-et-administrative-mod ifie-par-le-gouvernement/ Дата обращения 16.11.2020.
  10. Overview of Cote d’Ivoire’s legal system and recent reforms (2018) // Oxford business group. URL: https://oxfordbusinessgroup.com/analysis/judicial-framework-overview-legal-system-and-rec ent-reforms Дата обращения 16.11.2020.

 

[1] Ермакова Е.П. Гражданский процесс, арбитраж и медитация в странах Северной Африки (Алжир и Египет). Монография. Москва, Изд. Инфотропик, 2019. ISB 978-5-9998-0000-0  264c

[2] Ермакова Е.П. Международный коммерческий арбитраж в странах Африки: источники правового регулирования// Вестник международного коммерческого арбитража – М., 2015, № 2-1., С. 40-56.

[3] Ермакова Е.П. Реформы гражданского судопроизводства, арбитража и медиации в зарубежных странах 2014-2018 гг. (Австралия, Англия, Германия, Канада, США, Франция). Монография. М. Изд. Инфотропик, 2018. 178 с.

[4] Code de procédure civile commerciale et administrative. Texte de Loi / mise à jour le 26 Выпуск №13(47)’2020 — 5 — Octobre 2018. URL: https://editions-alexandrie.com/subscription/texte/13605-code-de-procedure-civile%E2%80% 93commerciale-et-administrative Дата обращения 15.11.2020.

[5] Overview of Cote d’Ivoire’s legal system and recent reforms (2018) // Oxford business group. URL: https://oxfordbusinessgroup.com/analysis/judicial-framework-overview-legal-system-and-rec ent-reforms Дата обращения 16.11.2020.

[6] la Côte d’Ivoire 2016. URL: http://extwprlegsfao.org/docs/pdf/ivc160760.pdf Дата обращения 15.11.2020.