Компенсация расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации выступает одним из видов социальных выплат за проживание в особо трудных природно-климатических условиях.
Особенности правового регулирования компенсации стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностях закреплены в специально принятом Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее по тексту – Закон N 4520-1). Данному вопросу посвящена статья 34 Закона N 4520-1. В целях реализации этой статьи Закона N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» принято Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176.
При исследовании действующей системы нормативно-правовых актов, а также анализируя сложившуюся судебную практику по вопросу их применения, мы приходим к проблеме, которая до сегодняшнего дня остается малоизученной и неразрешенной.
Согласно статье 34 Закона N 4520-1, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, которые являются получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту – Правила) определяют порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда.
Для того, чтобы пенсионер мог воспользоваться компенсацией расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, необходимо строгое наличие двух условий:
-
Компенсация предоставляется пенсионерам, которые проживают в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
-
Компенсация предоставляется пенсионерам, которые не работают по трудовому договору, а также по гражданско-правовым договорам как на момент отдыха, так и на момент обращения за компенсацией расходов на оплату стоимости проезда.
По сложившейся практике суды общей юрисдикции ежедневно рассматривают исковые заявления неработающих пенсионеров к территориальным органам Пенсионного фонда РФ о компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в случае, когда отдых осуществлялся за пределами Российской Федерации.
С одной стороны, позиция территориальных органов Пенсионного фонда РФ такова, что в самом тексте Закона N 4520-1 определено, что оплата стоимости проезда пенсионерам осуществляется тогда, когда место отдыха находилось на территории Российской Федерации. Как Закон, так и Правила устанавливают в качестве существенного условия для выплаты компенсации нахождение пенсионера на отдыхе в пределах Российской Федерации.
Между тем, суды видят в данной ситуации ограничение права пенсионера на получение установленной компенсации, считая, что главными условиями для получения компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно является статус неработающего пенсионера и проживание в районах Крайнего Севера. Они полагают, что органы Пенсионного фонда РФ незаконно отказывают в предоставлении компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно тем пенсионерам, которые выезжают на отдых за границу, объясняя это тем, что важным моментом для получения названной льготы является сама цель поездки – отдых, а не место его проведения.
В настоящее время на практике существует проблема правового регулирования компенсации стоимости проезда к месту отдыха для пенсионеров, отдыхающих за границей и применения статьи 34 Закона № 4520-1. С одной стороны, по мнению как пенсионеров, так и судов, действующими законами императивно не закреплена обязанность пенсионеров организовывать свой отдых строго в пределах границы Российской Федерации. Их мнение таково, что компенсация проезда должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера на отдыхе, в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации, в связи с чем, отказ в выплате пенсионеру компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно, с формулировкой: «в связи с нахождением места отдыха за пределами Российской Федерации», указанной в решении Управления от ПФР суд не может признать обоснованным. Однако территориальные органы Пенсионного фонда не имеют возможности определить размер фактических расходов пенсионера по территории Российской Федерации в случае предоставления проездного документа по маршруту, к примеру, Якутск –Сеул – Якутск. Зачастую пенсионеры предоставляют дополнительно справку, выданную Главным агентством воздушных сообщений, о стоимости проезда до крайней точки Российской Федерации, основанную на ортодромическом расчете расстояний. Но законодательством Российской Федерации такой вид расчета с целью определения стоимости фактически произведенных пенсионером расходов, не определен.
Исходя из вышеизложенного, необходимо разъяснить, что во всех случаях сложившейся судебной практики, обстоятельства дела судом исследуются с недостаточной полнотой, более этого, в решениях судов наблюдается неправильное применение норм материального права.
В этой связи возникает острая необходимость в разрешении данной проблемы. Ведь до тех пор, пока на законодательном уровне не будут приняты поправки в нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют порядок и правила предоставления компенсации расходов неработающим пенсионерам, в виде устранения существующего пробела в законодательстве, число обращений в суд пенсионеров будет расти, а территориальные органы Пенсионного РФ не смогут самостоятельно производить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в том случае, когда пенсионер выбрал местом своего отдыха иностранное государство. Чтобы избежать спорных ситуаций между территориальным органом Пенсионного фонда, который является правоприменительным органом, и пенсионерами, необходимо внести изменение в законодательство.
Подводя итог, отметим, ключевую роль внесения следующей формулировки в статью 34 Закона РФ N 4520-1: «Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. В случае, если место отдыха пенсионера находится за пределами территории Российской Федерации, стоимость тарифа перелета или проезда определяется с применением значений ортодромических расстояний». Очевидно, что такое положение в действующем законодательстве исправит сложившуюся судебную практику в системе органов Пенсионного фонда РФ и упростит механизм осуществления рассмотренной выплаты.
Библиографический список:
-
Конституция Российской Федерации: принята всенар. Голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФК, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. № 31. – Ст. 4398.
-
Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 16.10.2017) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета N 73. – 1993.
-
Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 (в ред. от 08.12.2006) «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» // Российская газета N 70. – 2005.
-
Гинцбург Л.Я. Льготы работающим на Севере. — М., 1990. – С.16.