Жилье всегда было одной из важнейших проблем в России. Так в 1995 году, в крупных городах на одну квартиру приходилось 1,3 семьи . Вслед за дефицитом жилья на рубеже тысячелетий в России наблюдается рост числа девелоперов, строящих дома на основе договора долевого участия (дальше по тексту – ДДУ). Эта система была опробована и испытана во всем мире и рассматривается как качественное решение жилищного кризиса в России. Однако предложенный ответ на проблему создал новые проблемы на рынке недвижимости. В связи с целым рядом факторов, рассматриваемых ниже, система долевого строительства не работала так, как предполагалось, и правительство, наконец, решило ввести новое регулирование (поправки к федеральному закону «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214-ФЗ и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ ) для поэтапного отказа от таких видов сделок и полностью прекратить их в течение 3 лет .
Основная цель настоящего документа состоит в том, чтобы рассмотреть различные факторы и причины неспособности развития ДДУ, законы и правила, введенные правительством для решения этих задач, и обсудить различные вопросы, которые могут возникнуть в связи с этими новыми правилами.
ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПО «СПРАВЕДЛИВОСТИ»
Долевое строительство — это строительство недвижимости, которое финансируется за счет депозитов отдельных покупателей, а не коммерческого кредитора.
Для покупателей эта схема привлекательна тем, что собственность часто продается по ценам ниже рыночной стоимости и с перспективой высокой отдачи от аренды после завершения строительства. Потенциальная отдача от инвестиций значительно выше, чем отдача от традиционных инвестиций в недвижимость. Возникновение долевого строительства в РФ является следствием перехода к новой экономической модели в конце 20 века.
Банки не кредитовали застройщиков из-за следующих причин:
- Брать деньги в банке было невыгодно из-за огромных процентов по кредитам, так в 1990-ых средняя ставка по кредиту была приблизительно равна 120% .
- Не многие банки были готовы кредитовать строительство, и не всегда выдавали достаточную для всего проекта сумму.
- Если банки и кредитовали строительство, обязательным условием ставили получение части в готовом доме.
Эта система развития рынка недвижимости формировалось по образцу аргентинской модели, где она помогла простым людям приобрести жилье благодаря чему число владельцев недвижимости в Аргентине выросло почти в десять раз, и рассматривалась как выход из российского жилищного кризиса.
В России проблемы долевого строительства разделились на 2 группы:
- Неопределенные сроки строительства и мошенничество.
Большинство проектов, связанных с ДДУ, были отложены по причинам, связанным с затратами, которые позже оказались простым мошенничеством. Всего в Российской Федерации насчитывается от 40 000 до 120 000 «обманутых дольщиков» – людей, которые заплатили деньги за новые квартиры, но не могли заселиться, потому что строительство никогда не заканчивалось. Эта проблема существует больше десяти лет.
- Отсутствие правового регулирования.
Первые обманутые дольщики начали появляться еще в 1990-х годах. До 2000 года эта сфера практически не регулировалась, но в 2004 году был принят целый ряд законов о доступном жилье, которые включали новые градостроительные и жилищные кодексы, а также положения о долевом строительстве. На сегодняшний день наказания в этой сфере довольно смешные : штрафы для юр лиц начинаются от 20 до 500 тысяч ,что при больших объемах строительства практически не заметны
30 декабря 2004 вступил в силу первый закон регулирующий сферу Долевого строительства
Федеральный закон N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости » . А также Федеральный Закон N 175-ФЗ » О внесении изменений в Федеральный Закон Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» Этот закон принят был для того чтобы защитить права и деньги покупателей квартир, однако в закон принятый в 2004 года имел множество белых пятен, которые позволяли мошенникам забирать деньги и не строить жилье. Внесенные изменения в 2018 году помогли улучшить данную ситуацию были приняты следующие поправки, ужесточающие контроль над застройщиками, так в статье 3 Федерального Закона 214-ФЗ говорится, что застройщик обязан :
- Вложить не менее 10% собственных средств от планируемой суммы строительства
- Обеспечить отсутствие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов, связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства
- Не превышать расходы на свои нужды более чем 10% от стоимости проекта
- Не привлекать какие-либо займы, кроме целевого кредита на конкретный строительный проект;
- Не совершать сделки, не связанные с его основной деятельностью и ее обеспечением;
- Не привлекать деньги сразу по нескольким разрешениям на строительство.
- Не использовать имущество, принадлежащее застройщику, для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц
- Иметь только одно разрешение под строительство (Рф, 2004)
Данные поправки в ФЗ-214 фактически сводят на нет главный плюс долевого строительства — это возможность купить жилье на стадии котлована по цене гораздо ниже средней. Теперь привлекать средства таким образом будет нельзя, а выполнять обязательства перед дольщиками и выполнять все эти обязательства не захотят, и можно сказать что такая схема потеряет смысл поэтому застройщики начали в ускоренном темпе получать разрешения по старым правилам, пока не наступил негативный эффект от новых поправок
«Дорожная карта» от 21 декабря 2017 года закрепляет переходный период и завершающий.
С 1 июля 2018 года запрещена регистрация новых ЖНК, а также закреплен переход к проектному финансированию строительства банками. Строительные компании обязаны иметь специальный счет в одном из уполномоченных банков (всего таких 60, по состоянию на первое ноября 2018 года ), операции по которому будут жестко регулироваться банком. Для финансирования строительства могут быть использованы:
- Собственные средства (вложения акционеров, уставной капитал и так далее их объем не должен быть меньше 10% от всей суммы строительства)
- Эскроу-счет – это счет, на котором замораживаются деньги до исполнения обязательств застройщиком
- Жилищно – накопительные кооперативы и кредиты банков.
- Увлечение штрафов за нарушение КОАП РФ в данной сфере
Разберемся как работают эскроу-счета. Здесь участвуют три стороны покупатель, продавец и эскроу – агент. Застройщик не может использовать средства на финансирование строительства, только на платежи по кредиту. Благодаря этой системе участник долевого строительства может расторгнуть договор ДДУ, если застройщик не введет дом в эксплуатацию, и получить обратно вложенные средства.
2) Правительство создало Национальный реестр для дольщиков, жилье которых просрочено более чем на 9 месяцев, с тем, чтобы ускорить рассмотрение их жалоб.
3) Министерство строительства сообщило, что получило от правительства проекты по решению проблем России с обманутыми дольщиками, а на вице-губернаторов по всей стране возложена задача по реализации этих планов. В прошлом году правительства регионов завершили 140 остановленных жилищных проектов, и чиновники говорят, что к концу года закончат еще 360.
4) Президент РФ подписал указ о поэтапной ликвидации долевого строения по всей России в ближайшие три года.
- Средства на эскроу-счетах не будут защищены полностью, так как стоимость квартир превышает максимальную страховку депозита.
- Объем капитала, необходимый для финансирования этих проектов, доступен лишь небольшой группе банков. Из 60 банков, уполномоченных на финансирование строительства, не больше 10 банков могут позволить себе финансировать строительство и не нарушая Н6 ЦБ РФ , при среднестатистической стоимости одного квадратного метра жилья в 41137 рублей.
- При переходе на стопроцентное кредитование изменятся условия на рынке: часть застройщиков обанкротится, из-за этого предложение жилья будет сокращаться. У застройщиков, кроме собственных средств, останется возможность взять кредит, а это проценты. Следовательно, дополнительные издержки лягут на покупателя, и жилье станет дороже.
- Слишком большие ожидания от инвесторов
- Чрезмерный надзор со стороны уполномоченных Органов РФ
- Так усиление роли банков в данной системе может привести к появлению неконкурентной среды, в которой именно банки будут определять, кого они будут кредитовать.
ПОСЛЕДСТВИЯ ОТХОДА ОТ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
- В данный момент рынок первичного жилья в России «перегрет». Так по данным МОСГОРСТАТА за 2017 год в Москве ввели в эксплуатацию 3,385 млн кв. м., а реальный спрос колеблется в районе 1,85 млн кв.м. Предложение превышает спрос почти в 2 раза. После отмены долевого строительства застройщики будут вынуждены сократить предложение в силу недостаточности финансирования. Это приведет рынок в точку равновесия.
- На рынке сократится количество застройщиков
- Отказ от ДДУ на начальных этапах строительства заставит брать кредиты в банках это увеличит издержки застройщиков, что однозначно приведёт к увеличению цен.
- Административный барьер для компаний, осуществляющих свою деятельность менее 3 лет, по ФЗ 214 они не смогут вести строительство.
- Вектор смещается в сторону банков, они контролируют процесс строительства, застройщик обязан предоставлять банку всю информацию обо всех подрядчиках, привлеченных к работе.
- Покупатели не смогут дешево покупать жилье на стадии «котлована». Основным преимуществом долевого строительства была возможность инвестировать на раннем этапе, что позволяло купить недвижимость по цене заметно ниже рыночной. Когда вступит в силу новый закон, покупатели все еще смогут приобретать жилье на стадии котлована, но выгоды с этого уже не будет. Цена уже будет исходить из будущих перспектив, а не текущих.
Международный опыт неоднократно показывал, что строительные проекты, финансируемые покупателями, чаще всего были неудачными и приводили к огромным потерям вложенных средств. Будь то проекты в Великобритании, Индии, ОАЭ или других странах, эта система строительства неоднократно разочаровывала инвесторов. Россия предприняла позитивные шаги для защиты своих граждан и инвесторов от подобных схем, приняв новое законодательство и даже перейдя к поэтапному отказу от долевого строительства в ближайшие три года. Тем не менее, законодательство имеет несколько недостатков, которые не предвещают ничего хорошего для сектора недвижимости в России, а также не способствуют решению жилищного кризиса, который продолжается в течение многих лет в стране. Для решения этих проблем и стимулирования роста в этом секторе необходимы дополнительные инвестиции и новые методы финансирования. До тех пор правительство может только попытаться поймать как можно больше мошенников и попытаться закончить как можно больше незавершенных проектов, которые разбросаны по всей России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президенства: вопросы соотношения. (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения)М., Юрлитинформ, 2013.
- Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения. М.: Юрлитинформ, 2014.
- Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление, 2012, № 1.
- Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1.
- Конджакулян К.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Защитник в Республике Армения в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015.
- Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
- Конджакулян К.М. Сущность института президентства в РФ и РА // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.
- Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.
- Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.