ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 3:50

Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) под водным объектом понимается природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Вместе с тем пункт 1 статьи 3 этого же нормативно-правового акта закрепляет принцип значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Такое положение абсолютно бесспорно, поскольку даже несмотря на какие бы то ни было законодательные нормы, мы с полной уверенностью можем говорить о том, что вода лежит в основе существования всего живого.

Учитывая это, особо актуальным представляется разработка и совершенствование мероприятий, направленных на осуществление охраны водных объектов. При этом для России такая охрана является особо значимой, так как на её территорию приходится приблизительно 88,9 тыс. км3 статических водных ресурсов пресной воды[1]. Таким образом, доля российских статистических запасов пресной воды в общемировых ресурсах составляет около 20% (без учёта ледников и подземных вод)[2].

Так что же представляет собой охрана водных объектов на сегодняшний день?

Следуя легальному определению, содержащемуся в пункте 17 статьи 1 ВК РФ, охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Осуществление таких мероприятий представляется необходимым для недопущения истощения, загрязнения и засорения вод, что может произойти при соответствующем негативном воздействии на таковые. Так, наиболее распространёнными являются случаи, когда происходит загрязнение вод фенолами, нефтепродуктами и др. оказывающими пагубное влияние на состояние вод веществами. Например, на данный момент практически полностью исчерпаны возможности безвозвратного водоотбора в бассейнах рек Дон, Терек, Урал, Сеть[3].

Говоря об охране водных объектов в Российской Федерации, следует отметить, что она осуществляется на различных уровнях, различными учреждениями и организациями. В структуре данного сложного процесса можно выделить несколько элементов, обладающих особой важностью.

Охрана водных объектов относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. В структуру водного законодательства Российской Федерации входят акты, устанавливающие порядок водопользования, к их числу относятся: Конституция РФ, ВК РФ, смежные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъектов, а также акты местного самоуправления. Все эти акты объединяет общая цель – чётко обозначить права собственников водных ресурсов и права пользования такими ресурсами.

Ключевым элементом охраны водных объектов выступает обеспечение санитарно-гигиенического состояния водных источников, которые служат для водоснабжения населённых пунктов. Для реализации данной задачи в местах сбыта отходов устанавливаются специальное очистительное оборудование, которое позволяет минимизировать вредное воздействие на окружающую среду[4].

Вместе с тем, здесь можно выделить основные направления водного законодательства по проведению контроля и надзора за соблюдением его требований:

Во-первых, необходимость обеспечения охраны водных объектов от загрязнения, захламления и истощения;

Во-вторых, важно соблюдение условий договора на пользование водными объектами, а также пресечение их использования без правоустанавливающих документов;

В-третьих, особую значимость представляет контроль за соблюдением порядка предоставлением в пользование водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и режим их использования.

Однако в условиях технологического прогресса наблюдается тенденция по увеличению негативного воздействия на водные объекты. Так за последний год на территории Российской Федерации произошло несколько крупных катастроф, существенно ударивших по экологии и водным объектам, в частности. Например, 29 мая 2020 года на территории ТЭЦ-3 в Норильске в результате образовавшейся в одном из резервуаров пробоины, произошла утечка 21 тысячи тонн дизельного топлива. Данное обстоятельство стало результатом загрязнение рек Далдыкан и Амбарная. Другим примером является загрязнение Тихого океана в районе Халактырского пляжа на Камчатке, вследствие чего произошла массовая гибель живых существ, обитавших в океане. При этом точный источник загрязнения так и не был установлен. В целом, согласно информации Министерства энергетики, в 2019 году на предприятиях топливно-энергетического комплекса России произошло более 17, 1 тысячи аварий, в результате которых разлилась нефть[5].

Из представленного следует, что в настоящий момент проблема загрязнения водных объектов на территории РФ стоит остро как никогда, а подобные случаи наглядно иллюстрирует несовершенство принимаемых мер в области охраны водных объектов.

Тем не менее, нельзя сказать, что регулирование вовсе отсутствует и попустительское отношение к охране водных объектов не встречает никаких препятствий. Зачастую приходится надеяться лишь на самосознание населения, которое видит резко ухудшающуюся экологическую обстановку. Так, распространение получили экологические протесты, которые в некоторых случаях становятся сугубо политическими.

На фоне данных обстоятельств, целесообразным становится сравнение отечественного законодательства в обозначенной области с законодательными актами иностранных государств в этой же сфере правового регулирования.

Так, в XX веке происходящий в наиболее развитых государствах технический прогресс, заставляет наращивать массив законодательных актов, что делает особо актуальным вопрос, касающийся охраны водотоков, водоёмов, акваторий морей[6].

Например, для водного законодательства западноевропейских стран и Северной Америки в настоящий момент характерна публичная форма собственности на водные объекты. Частная собственность допускается на них в качестве исключения, что касается главным образом искусственных водных объектов.

С конца прошлого века в Европе и Северной Америке наблюдается процесс сокращения строительства гидротехнических сооружений, а также ограничения безмерной хозяйственной деятельности  с использованием водных объектов, что также делалось для защиты последних.

В целом, опыт зарубежных стран демонстрирует, что в зависимости от экономического значения и уровня антропогенной нагрузки на водный объект, сочетаются различные механизмы регулирования водных отношений: разрешительные, концессионные, договорные и проч.

Например, В США применяемые подходы различны в зависимости от конкретного штата: в наиболее засушливых из них действует принцип старшинства водопользования, другие же из них основываются на принципе берегового права (право на водопользование лиц, имеющих право собственности на прибрежные земли).

Разрешительное водопользование является актуальным во Франции, Японии и других странах.

Огромное значение в сфере использования и охраны водных объектов принадлежит различным ассоциациям водопользователей, которые существенно уменьшают объем нагрузки на государственный аппарат.

Таким образом, в ведущих зарубежных странах система охраны водных объектов сфокусирована на внедрении новых технологий, отвечающих задачам охраны природы на должном уровне. Такая система характеризуется программными подходами, вовлечение в нее органов различных уровней власти, активным применением экономических стимулов и, напротив, сдерживающих механизмов.

В США система охрана вод строится на таком базисном нормативном акте, как Федеральный закон о контроле над загрязнением вод, принятом ещё в 1949 году. Данный акт охватил практически все вопросы, касающиеся предупреждения, выявления и устранения загрязнения вод.

Европейский союз, будучи не менее озадаченным данной проблемой, принял целый ряд директив, направленных на охрану водных объектов: Директивы ЕС по питьевой воде, грунтовым водам, коммунальным сточным водам и др. Так, государства Европейского союза поставили перед собой цель прекратить выбросы в водные объекты приоритетных вредных веществ к 2020 году.

Из представленных положений, мы может сформулировать вывод, представившийся по результатам проведённого исследования.

Российское законодательство в области охраны водных объектов по своей юридической техники и содержательной части практически не уступает актам, принятым в иностранных государствах и, главным образом, в США и странах Европейского союза. Как можно видеть, вопрос охраны водных объектов в обозначенных юрисдикциях был поставлен немногим временем раньше, что дало определённый приоритет данным государствам в развитии своего законодательства в рассматриваемой сфере. Однако данное обстоятельство не имеет ключевое значение, а потому, по нашему мнению, проблема недостаточно эффективной охраны водных объектов, лежит в плоскости правоприменительной практики и экологической культуры населения.

Отсюда следует, что добиться улучшения в области охраны не только водных, но и в целом всех объектов природы представляется возможным не только путём повышения уровня профессионализма правоприменителей, непосредственно отвечающих за качество окружающей среды в России, но и посредством развития экологической культуры населения, которое должно осознавать значимость воды в собственной жизни и заботиться о состоянии водных объектов по мере своих сил.

Использованные источники:

  1. Вода России: научно-популярная энциклопедия. URL: https://water-rf.ru/Вода_России (дата обращения: 11 ноября 2020 года).
  2. Экологическое право: учебник для вузов / под ред. Боголюбова С. А. / 7-е изд., пер. и доп.
  3. И.А. Панина, Д.С. Белодед Актуальные проблемы водного законодательства в России // Грани познания. — 2015. — №4 (38). — С. 3-8.
  4. В России замалчиваются тысячи случаев разливов нефти // Новые известия URL: https://newizv.ru/news/society/16-10-2020/v-rossii-zamalchivayutsya-tysyachi-sluchaev-razlivov-nefti (дата обращения: 06.12.2020).
  5. Институты экологического права / С. А. Боголюбов [и др.]. М.: Эксмо. 2010. С. 306-328, 345-364.

Sources used:

  1. Water of Russia: a popular science encyclopedia. URL: https://water-rf.ru/water_Russia (accessed November 11, 2020).
  2. Environmental law: textbook for universities / ed. Bogolyubov S. A. / 7-e Izd., lane and extra.
  3. A. Panina, D. S. Beloded Actual problems of water legislation in Russia. — 2015. — №4 (38). — P. 3-8.
  4. In Russia, thousands of cases of oil spills are hushed up. https://newizv.ru/news/society/16-10-2020/v-rossii-zamalchivayutsya-tysyachi-sluchaev-razlivov-nefti (accessed 06.12.2020).
  5. Institutes of environmental law / S. A. Bogolyubov [et al.]. Moscow: Eksmo. 2010. P. 306-328, 345-364.

 

[1] Вода России: научно-популярная энциклопедия. URL: https://water-rf.ru/Вода_России (дата обращения: 11 ноября 2020 года).

[2] Там же.

[3] Экологическое право: учебник для вузов / под ред. Боголюбова С. А. / 7-е изд., пер. и доп.

[4] И.А. Панина, Д.С. Белодед Актуальные проблемы водного законодательства в России // Грани познания. — 2015. — №4 (38). — С. 3-8.

[5] В России замалчиваются тысячи случаев разливов нефти // Новые известия URL: https://newizv.ru/news/society/16-10-2020/v-rossii-zamalchivayutsya-tysyachi-sluchaev-razlivov-nefti (дата обращения: 06.12.2020).

[6] См.: Институты экологического права / С. А. Боголюбов [и др.]. М.: Эксмо. 2010. С. 306-328, 345-364.