ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 4:29

Одним из наиболее важных и актуальных вопросов является — оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти на уровне регионов.

Начало оценки эффективности деятельности региональных исполнительных органов датируется 200г годом.

Для осуществления контроля за эффективностью деятельности региональной исполнительной власти президент Российской Федерации издал Указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» № 825 от 28 июня 2007 года, [2] в котором были разработаны сорок три критерия, объединенные по группам для оценки эффективности данной деятельности.

Затем, для дальнейшего развития данного направления Комиссия при Президенте Российской Федерации разрабатывает перечень дополнительных критериев оценки эффективности деятельности региональной исполнительной власти.

Окончательное оформлении института оценки деятельности органов исполнительной власти регионального уровня, произошло после принятия Постановления Правительства Российской Федерации 15 апреля 2009 года № 322, в котором был разработан не только перечень показателей оценки, но методика и форма доклада. [1]

Анализ данных согласно Постановлению № 322 провозится с временным опозданием равным году, что отвечает мировым стандартам проведения данной процедуры.

Последней стадией оценки является определение региона, который лидирует в рейтинге оценки эффективности.

На смену Указу № 825 пришел следующий Указ Президента Российской Федерации Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 (ред. от 16.01.2015) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», [3] который в 2017 и в 2019 году был заменен новым Указом, в котором были разработаны иные показатели оценки деятельности исполнительной власти субъектов Российской Федерации. [4]

Ныне действующий Указ содержит всего лишь шесть показателей, по которым оценивается эффективность деятельности региональных исполнительных органов власти, а именно:

— общая производительность труда в основных несырьевых отраслях экономики;

— общий уровень заработной платы;

— общий уровень бедности в оцениваемом регионе;

— предполагаемая продолжительность жизни в оцениваемом регионе;

— естественный прирост населения в оцениваемом регионе;

— общее количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики оцениваемого региона. [4]

Следует отметить, что законодатель пошел по пути сокращения численности показателей оценки эффективности деятельности региональных исполнительных органов.

Данное положение дел обусловлено тем, что большое количество показателей оценки делает затрудненным ее проведение.

Однако, в настоящее время, оценка эффективности деятельности региональной исполнительной власти представляет ряд сложностей, с вязаны с характером самой деятельности исполнительных органов власти региона. Данные органы, не производят какой- либо продукции, на основе которой можно увидеть определенный результат, к примеру, степень удовлетворения потребителя. [7, c. 54-76]

В тоже время, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации самостоятельны в разработке утверждении доходной и расходной части бюджета, форме финансового контроля, что влияет на достоверность показателей оценки эффективности их деятельности.

В Указе Президента Российской Федерации № 193 содержится мотивационная позиция для повышения эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти по средствам выделения грантов субъектам федерации.

Гранты выделяются с учетом нормативных показателей в следующих областях:

— государственного управления;

— жилищно-коммунального хозяйства;

— образования;

— здравоохранения.

Первоначально в механизме оценки эффективности деятельности региональных исполнительных органов был положен принцип определения и поощрения наиболее развитых и активных субъектов Российской Федерации. Тем не менее, со временем, данный принцип стал оспариваться, указывалось на его неэффективность. Таким образом, произошел возврат к идее сбалансированного развития регионов, тогда как оценка эффективности стала базироваться не на уровне достигнутого, а на продемонстрированной динамике. [9, c.198-199]

В тоже время, обе модели имели ряд недостатков, что привело к необходимости использования смешенной модели, которая воплотила в себе обе идеи.

Начиная с 2011 года, в основе механизма оценки эффективности деятельности региональных исполнительных органов, используется комплексный подход, который позволяет учитывать не только результаты деятельности данных органов по достигнутому уровню, но с учетом их динамики.

Очевидно, что сама процедура, механизм оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, подвергался трансформации, которая служит отражением развития концепции региональной политики. [5, c.29-31]

Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов федерации, играет двоякую роль, с одной стороны создает базу, фундамент для осуществления системного мониторинга за деятельностью регионов, сопровождаемое принятием необходимых мер совершенствования финансового управления, с другой же стороны — служит мотивацией и поощрением для региональной исполнительной власти для достижения наилучших показателей в своей деятельности.  [11, c.83-87]

Одним из основных недостатков существующей ныне системы оценки эффективности деятельности региональных исполнительных органов является отсутствие обоснованной концепции оценки. Иначе говоря, не разработан единый методологический подход, позволяющий произвести оценку эффективности деятельности власти субъектов федерации.

Проблема оценки эффективности деятельности региональных исполнительных органов заключается не только в отсутствии методологического подхода, но и применении довольно сложных процедур, снижающих, в целом, конечный результат оценки и делающие их практическое применение сложным. [10, c.73-77]

Анализ существующий ситуации, в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, позволяет выделить ряд причин, способствующих несовершенству данной системы:

— большая сложность самих объектов оценочного воздействия, что ведет к затруднению определения показателей эффективности, к примеру: управленческих решений;

— оказание воздействия на оценку деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации различных факторов: например: изменение окружающей среды, что делает затруднительным накопление объективной оценочной базы;

— отсутствие ориентации аналитической службы на выявление самих причин неэффективности проводимой оценки деятельности исполнительных органов власти регионального уровня, что делает невозможным применение метода оценки по прецедентам;

— недостаточный уровень привлечения независимых, внешних экспертов к проведению оценочной процедуры. [6, c.14-15]

В тоже время, необходимо понимать, что оценка многих управленческих решений исполнительных органов власти регионального уровня требует иных системных подходов. [8, c.39-41]

Подытожив сказанное выше, следует отметить, что несмотря на все преобразования, которым подвергся механизм оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, он находится на стадии развития и поиска оптимального баланса базовых подходов и принципов построения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322 (ред. от 04.09.2012) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (вместе с «Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации») // «Собрание законодательства РФ», 27.04.2009, № 17, ст. 2083.
  2. Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.07.2007, № 27, ст. 3256.
  3. Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 (ред. от 16.01.2015) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.08.2012, № 35, ст. 4774. (Утратил силу)
  4. Указ Президента РФ от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.04.2019, № 17, ст. 2078
  5. Блусь П.И., Овчинникова А.С. Некоторые подходы к оценке эффективности деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // ARS ADMINISTRANDI. 2015. №4
  6. Бочарова А.К. Механизм оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017.
  7. Зинченко И. Ю. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №1.
  8. Красноглазов А. Ю. Специфика механизма оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. №3-2.
  9. Крикун Я. Ю. Сравнительный анализ практики реализации вопросов оценки эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Символ науки. 2015. №9-1.С
  10. Сваин Б.Л. Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 28.08.2018 № 1006 «О внесении изменений в Перечень государственных услуг, в отношении которых проводится оценка гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений)» // Нормативные акты для бухгалтера. 2018. № 19.
  11. Шатров А.Е. О некоторых вопросах правового регулирования оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2018. № 4.