АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

28 декабря 11:20

Природопользование не одинаково на территории государства, особенно столь обширных по площади и богатых природными ресурсами как Россия и Канада. Из всех видов, в рамках данной работы, отдельно выделим то, которое основано на двух факторах – сохранности природных ресурсов, сохранения природного многообразия и прав коренных жителей территорий (в случае России – малых коренных народов).

Само выживание малых коренных народов зависит от благополучия территорий их проживания.

Принцип рационального и эффективного использования природных объектов отражает возведенную в закон экономическую сторону экологического хозяйствования, что выражается в попытке с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных ресурсов, не нанося при этом экономический и экологический ущерб[1].

Управление такими природными территориями как в России, так и в Канаде основано на принце сочетания отдельных видов особо охраняемых природных территорий и территорий традиционного природопользования. В Канаде такие территории включены в состав национальных парков, биосферных резерватов и др., в России, они отнесены к особо охраняемым природным территориям.

Российское законодательство де-юре закрепляет особый статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и признает их в качестве специальных субъектов природопользования[2].

Целью управления в области охраны окружающей природной среды является реализация законодательства, контроль за соблюдением требований экологической безопасности, обеспечение проведения эффективных и комплексных мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, достижения согласованности действий государственных и общественных органов в области охраны окружающей природной среды. 

Управление природопользованием и охраной окружающей среды построенное на основе таких принципах: законности и контроля в природопользовании; гармоничного сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения в процессе  природопользования; сочетание объектного и административно-территориального управления в организации управления; разграничение хозяйственно эксплуатационных и контрольных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов; приоритетности требований экологической безопасности и обязательности соблюдения экологических стандартов; обеспечения экологически безопасного для жизни и здоровья; предупредительного характера мер охраны окружающей природной среды; использование природных ресурсов с учетом степени антропогенных изменений территории проживания населения; прогнозирование состояния окружающей среды и обязательность экологической экспертизы; демократизм при принятии решений, влияющих на состояние окружающей природной среды и формирование у населения экологического мировоззрения; взимания платы за загрязнение окружающей среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсация убытков, причиненных нарушением экологического законодательства и другие. 

Управление природопользованием и охраной окружающей среды является достаточно разветвленной и многофункциональной сферой деятельности, поэтому оно может действовать как единая система или как функция, направленная на отдельный природный объект. В рамках такой целостной системы и функций управления можно провести классификацию экологического управления по различным критериям. В зависимости от принципов организации управления окружающей средой его можно делить на территориальное и ведомственное.

Территориальное экологическое управление означает, что оно распространяется на всех природопользователей и все объекты природы в пределах государства или административно-территориальной единицы.

Ведомственное управление природопользованием и охраной окружающей среды распространяется на определенный природный объект или ресурс и не связано с административно-территориальным делением.

Федеральным органом власти в данной сфере в РФ является Министерство природных ресурсов и экологии[3].

Среди форм управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования следует выделить и экологический контроль.

Экологический контроль является регламентированной природоохранным законодательством деятельностью государственных органов и специализированных формирований экологических общественных объединений, направленной на осуществление надзора и проверки соблюдения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами требований экологического законодательства и применение мер по предупреждению экологических правонарушений.

Контролю подлежат использование и охрана земель, недр,поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного морской среды и природных ресурсов, континентального шельфа и исключительной (морской)экономической зоны, природных территорий и объектов, подлежащих особой охране, а также состояние окружающей среды в целом.

Важной характеристикой экологического контроля является то, что он проводится в формах предварительного и текущего контроля. Предварительный контроль осуществляется в отношении различных видов деятельности, которые могут существенно повлиять на состояние окружающей природной среды. Допопереднего контроля можно отнести деятельность по согласованию органами охраны окружающей природной среды проектов строительства объектов, отвода земельных участков для этих нужд, согласование органами исполнительной власти в установленном законом порядке документации по землеустройству и тому подобное.

К объектам управления природопользованием и охраной окружающей среды относят: окружающую среду в целом как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов; природные ресурсы, природные объекты и их части как привлеченные, так и не вовлечены в хозяйственный оборот.

Содержание правоотношений управления составляют права и обязанности сторон.

Сущность управления природопользованием и охраной окружающей среды заключается в осуществлении в этой области функций, под которыми следует понимать виды деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по обеспечению организации природопользования и охраны окружающей среды.  К основным функциям экологического управления относятся: учет в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, ведения государственных кадастров природных ресурсов, пространственно-территориальное устройство объектов природы, распределение и перераспределение природных ресурсов, экологическое прогнозирование, экологическое программирование, мониторинг окружающей среды, информирование о состоянии окружающей среды, лицензирование и выдача разрешений в области использования природных ресурсов, лимитирование в области использования и охраны окружающей среды, экологическое нормирование и стандартизация, экологический контроль, экологическая экспертиза и другие.

Существующие функции управления можно разделить на:

— организационные (учет природных ресурсов, экологическое планирование и прогнозирование, пространственно-территориальное устройство объектов природы и т.д.),

— предупредительно-охранные (экологическая экспертиза, наблюдение (мониторинг) за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, экологический контроль и др.)

— другие функции (информирование о состоянии окружающей природной среды; стандартизация и нормирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды, решения экологических споров и т.д.).

Анализируя современное состояние окружающей среды в РФ и вышеизложенный теоретический и нормативный материал, можно утверждать, что основными причинами несовершенства экологического управления в нашем государстве являются: отсутствие оптимальных механизмов планирования экологической политики; постоянное реформирование системы органов управления, в том числе центрального органа; дублирование полномочий различными органами; двойное подчинение некоторых органов; отсутствие реального и быстрого механизма привлечения к ответственности за принятие экологически вредных управленческих решений; разбросанность контрольных функций между органами, принадлежащих к различным структурам; ненадлежащее материально-техническое обеспечение органов, непосредственно осуществляющих управление или привлеченные к его совершению; дефицит квалифицированных кадров; несовершенство системы финансирования природоохранной деятельности и другие.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Napso M.B. K voprosu o pravovom zakreplenii tradicionnyh praktik prirodopol’zovanija i ohrany okruzhajushhej sredy // Agrarnoe i zemel’noe pravo. — M.: Pravo i gosudarstvo press, 2014, № 9 (117). — S. 91-95
  2. Tranin A.A. Perspektivy razvitija zakonodatel’stva o tradicionnom prirodopol’zovanii korennyh malochislennyh narodov // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2010. №2
  3. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 11.11.2015 N 1219 (red. ot 12.10.2020) «Ob utverzhdenii Polozhenija o Ministerstve prirodnyh resursov i jekologii Rossijskoj Federacii i ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel’stva Rossijskoj Federacii»

 

[1] Напсо М.Б. К вопросу о правовом закреплении традиционных практик природопользования и охраны окружающей среды // Аграрное и земельное право. — М.: Право и государство пресс, 2014, № 9 (117). — С. 91-95

[2] Транин А.А. Перспективы развития законодательства о традиционном природопользовании коренных малочисленных народов // Труды Института государства и права РАН. 2010. №2

[3] Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 (ред. от 12.10.2020) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»