История развития уголовного законодательства об ответственности и наказании несовершеннолетних

5 декабря 11:44

Специфика осознания подростком правовых запретов для назначения ему наказания и установления минимального возрастного порога привлечения к уголовной ответственности изучается на протяжении многих лет. Такой подход сложился вместе со «взрослением» общества, не сразу. Так, не устанавливались возрастные пороги ни в Русской правде, ни в Псковской, ни в Новгородской судных грамотах, ни в Судебнике Ивана IV. Впервые в российском законодательстве минимальный возраст уголовной ответственности устанавливался только в ХVII веке в дополнении к Соборному Уложению Алексея Михайловича, и устанавливался старше семи лет: «Если отрок семи лет убьет, то он неповинен будет»[1]. Анализ документов показывает, что возраст уголовной ответственности повысился во времена Петра I до 10 лет, хотя напрямую это не оговаривается. Позже, указом Сената возраст ответственности несовершеннолетних был установлен 17 лет. До достижения 17 – летнего возраста малолетних не допускалось подвергать смертной казни, телесным наказаниям, пыткам, но устанавливалось наказание —  отправление в монастырь на исправление.

Екатериной II в 1765 году было установлено, что дети в возрасте до 10 лет не могут считаться вменяемыми, за преступление, совершенное ими, не может быть вынесено наказание, а значит единственная мера- отправить их на исправление к родственникам или опекунам. Лица от 10 до 17 лет, совершившие преступления, должны были получить более мягкое наказание в соответствии с их виной.

Достаточно четко та же тенденция прослеживается и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 1845 года. Малолетними признаются лица до 10 лет, их не преследуют за преступления, а от 10 до 17 – несовершеннолетними, которых Уложение обязывает отдать под надзор опекунов.

Новая мера наказания несовершеннолетних появляется в Уголовном уложении 1903 года. Согласно источнику к несовершеннолетним от 1 до 17 лет вместо ареста или денежной пени применяется мера «внушение от суда», которое представляло собой выговор, замечание или внушение.

Уже только после революции в 1918 году СНК РСФСР принимает Декрет, упразднивший суды и тюремное заключение для несовершеннолетних преступников. Все общественно опасные правонарушения, совершенные лицами до 17 лет, подлежали рассмотрению Комиссией о несовершеннолетних. Комиссия в зависимости от деяния либо освобождала, либо направляла в одно из убежищ общественного презрения.[2]

Не смотря на то, что возраст уголовной ответственности в 1919 году был снижен до 14 лет, в приоритете оставались меры воспитательного характера, а не уголовное наказание. На протяжении периода Революции и Гражданской войны значительно увеличилось число беспризорников и сирот. Это требовало принятия особых мер в срочном порядке. В 1921 году учреждаются детские социальные инспекции для борьбы с беспризорностью.

В 1922 году был принят Уголовный кодекс, в котором большое внимание было уделено вопросу уголовной ответственности несовершеннолетних. В частности, он определял малолетними детей до 14 лет, к которым не применялось уголовное преследование, а также уголовное наказание не применялось к лицам от 14 до 16 лет, если в отношении них можно было применить меры педагогического воздействия.[3] Позже постановлением ВЦИК от 11.11.1922 введено изменение в ст.18 УК РСФСР, согласно которому наказание несовершеннолетним от 14 до 16 лет подлежало обязательному смягчению на ½ относительно наивысшего предела, установленного соответствующими статьями, а несовершеннолетним от 16 до 18 лет – на 1/3. Но и в такой форме наказание применялось только в случае, если воспитательные меры не приводили к исправлению нарушителя. Кроме вышеуказанных мер, применялись и направление подростков в учреждения «для умственно и морально-дефективных» и в исправительно- трудовые учреждения.[4] Высшая мера- расстрел к несовершеннолетним не применялась, согласно ст. 33 прим.1 УК РСФСР.

В 1924 году Основными началами уголовного законодательства Союза ССР были введены понятия «малолетний» и «несовершеннолетний» правонарушитель. Было прописано четкое разграничение: к малолетним возможно было применение только мер медико-педагогического характера. А к категории несовершеннолетних данные меры применялись только тогда, когда невозможно было назначить судебно-исправительные меры. Но установление возраста перехода от «малолетних» к «несовершеннолетним» был отдан на усмотрение союзным республикам, как и обязательные случаи привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности. На практике в законе данные понятия не раскрывались. На практике в период с середины 20-х до середины 30-х годов большинство дел несовершеннолетних рассматривались комиссиями, в суды попадало около 10%.

К середине 30-х годов прошлого века ситуация меняется. Для того, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать преступность среди несовершеннолетних, было принято Постановление СНК СССР, ЦИК СССР  № 3/598 от 07.04.1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», согласно которому теперь несовершеннолетние с 12 лет, совершившие кражу, причинившие насилие или совершившие убийство, привлекались к суду с применением всех мер уголовного преследования, а ст.8 «Основных начал уголовного законодательства СССР» — о применении медико-педагогических мер — отменялась. В том же 1935 году были созданы приемники-распределители и комнаты привода для безнадзорных для несовершеннолетних в отделениях милиции. В период 1940 годов создаются детские комнаты милиции, задачей сотрудников которых было не только заниматься профилактикой преступлений среди подростков, но и защищать их права.

Следующим фактором роста преступности среди несовершеннолетних стала Великая Отечественная война. Детские комнаты теперь не только борются с преступностью, но все чаще выявляют беспризорных, оказывают им помощь, направляя в детские дома. С этой целью 23.01.1943 г было издано Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Война и послевоенная разруха стали причиной послабления наказаний несовершеннолетним преступникам по ряду преступлений. Так, Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 17.02.1948 года «О применении указов в отношении несовершеннолетних» гласит, что в случае, например, совершения хищения в незначительных размерах лицом от 12 до 16 лет, уголовное дело прекращается, а обвиняемого направлять в воспитательную колонию. Судам предписывалось тщательно изучать мотивы поступков, личность преступника и максимально не допускать осуждения подростков за незначительные преступления.

В 1960 году принят новый Уголовный кодекс РСФСР. Он изменил возраст уголовной ответственности: лица, достигшие 16 лет подлежат уголовной ответственности, а лица, достигшие 14 лет – только за тяжкие и особо тяжкие преступления. Относительно наказаний- запрещено было применять ссылку и тюремное заключение к несовершеннолетним.[5]

Законодательство прямо указывало на приоритет мер воспитательного характера по отношению к несовершеннолетним преступникам, которые не представляют значительную общественную опасность.

При подготовке нового Кодекса 1996 года были учтены опыт новые требования времени. Во-первых, в УК РФ 1996 года впервые вообще дается понятие «несовершеннолетний». То есть к данной категории относятся лица от 14 до 18 лет. Считается, что психологические характеристики современного подростка от 14 лет позволяют ему контролировать свое поведение, владеть собой, понимать общественную опасность, но нельзя назвать его до конца социализированным. Именно в связи с этим законодатель называет 14 лет – минимальным возрастом уголовной ответственности. Преступления, за которые несовершеннолетний несет уголовную ответственность с 14 лет перечислены в ч.2 ст. 20 УК РФ. Возраст 16 лет – общий возраст наступления уголовной ответственности.

Кроме этого, впервые выделен отдельный самостоятельный раздел, касающийся уголовной ответственности несовершеннолетних – раздел V, глава 14 УК РФ.  Некоторые другие главы так же содержат положения, касающиеся несовершеннолетних. Так, в ч. 4 ст. 18 УК РФ сказано, что не учитываются судимости за преступления, которые были совершены лицом до наступления 18 лет. Или это ч. 3 ст. 20 УК РФ, которая устанавливает, что несовершеннолетний, отстающий в психическом развитии (не связано с психическим заболеванием), не осознающий вследствие этого уровень общественной опасности своего деяния, не подлежит уголовной ответственности, даже если он достиг возраста уголовной ответственности. Исключается возможность применения ареста к лицам, не достигшим 18 лет.[6] Уголовный кодекс так же исключает возможность назначения пожизненного наказания или смертной казни несовершеннолетним.[7] Несовершеннолетний возраст рассматривается как смягчающее обстоятельство, согласно п.б ч. 1 ст. 61 УК РФ.

Максимальный срок наказания для несовершеннолетних от 14 до 16 лет установлен шестью годами. От 17 до 18 лет – десять лет. Максимальный срок, установленный несовершеннолетним, не зависит от максимальной санкции, предусмотренной конкретной статьей. Но и для лиц до 16 лет возможно назначение наказания не свыше 10 лет лишения свободы, если они совершили особо тяжкие преступления: убийства, предусмотренные ч.2 ст. 105 УК РФ, разбой, и т.д.

Таким образом, очевидно, что в настоящее время уголовное право достаточно гуманно по отношению к несовершеннолетним. Большое внимание законодателем уделено защите прав несовершеннолетних: право на квалифицированную специальную юридическую помощь, профессиональное освидетельствование педагогов, психологов и врачей.

Кроме того, изучая исторический аспект, можно проследить увеличение возраста уголовной ответственности, что особое внимание уделяется физическому и интеллектуально-психологическому развитию подростка при назначении наказания за преступление, используется индивидуальный подход.

Характерной особенностью развития государственной политики в сфере уголовной ответственности несовершеннолетних является принятие во внимание специфики данной категории граждан. Правоохранительные органы и суды ориентированы на применение к таким лицам в первую очередь мер воспитательного характера, направленных на исправление несовершеннолетних преступников. Хотя в разное время они именовались по-разному — «воспитательные меры», «медико-педагогические меры», «принудительные меры воспитательного характера», их назначение в целом происходит в связи с освобождением несовершеннолетних от уголовной ответственности. На современном этапе развития уголовного законодательства гуманный подход, основанный на принципах дифференциации и индивидуализации, считаем наиболее целесообразным и способным привести к изменению негативных качеств подростка на позитивные. Ужесточение мер ответственности в отношении подростков приведет лишь к обратному эффекту.

 

[1] Нечаева Е.В., Алексеева Т.Г. История развития уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних в России// Вестник РУК.2019. №4 (З8). /https://cyberleninka.ru

[2] Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 16 (утратил силу).

[3] Уголовный кодекс РСФСР. 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 15, ст. 153 (утратил силу).

[4] Там же. Ст. 46, 56.

[5] Уголовный кодекс РСФСР. 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 15, ст. 153 (утратил силу).

[6] УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) —  ч.2 ст.54 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.08.2021)

[7] УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) —  ст.57,59 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.08.2021)

g