ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

7 апреля 1:26

В научной литературе историко-культурное наследие представляет собой совокупность объектов истории и культуры, отражающих этапы развития общества и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации.

Под объектом культурного наследия понимается устойчивая во времени и пространстве ценностная составляющая актуальной культуры, представленная в материальном и нематериальном выражениях [1, с. 92].

От того, какой подход используется законодателем при определении культурного наследия, зависит и политика государства в сфере его сохранения и государственной охраны. В целом, культурная ценность, как единица культурного наследия, является объектом особого правового регулирования. К нему нельзя применить общие условия о движимых или недвижимых вещах. Культурная ценность обуславливается в законодательных актах [2, с. 198].

Между тем, в российском законодательстве нет единства в терминологии.

Основы сохранения культурного наследия, на которых строится вся государственная политика в этой сфере правоотношений, установлены в Конституции Российской Федерации – каждый обязан беречь памятники истории и культуры, равно как и имеет право на доступ к культурным ценностям [3, ст. 44]. Уже только в этом нормативном правовом акте встречается два различных понятия.

В свою очередь, в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» культурными ценностями могут быть и имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, уникальные в историко-культурном отношении территории, то есть объекты недвижимые [4, ст. 3].

Вместе с тем, в законе Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение. Кроме того, выделяются еще и культурные ценности, имеющие особое значение [5, ст. 5]. То есть в этом законе акцент сделан на движимых предметах, ценность и значимость которых не зависит от времени их создания.

Основной закон в сфере охраны культурного наследия – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ) уже своим названием приравнивает понятия «объекты культурного наследия» и «памятники истории и культуры», делая их взаимозаменяемыми. При этом, один из предметов регулирования данного закона – особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, как особым видом недвижимого имущества.

Проблема унификации понятий «объекты культурного наследия», «культурные ценности» и иных терминов, близких данным понятиям по смыслу тесно связана с проблемой отнесения объекта к движимому или недвижимому имуществу, что влияет и на правовой статус этого объекта и на его правоотношения при его использовании [6, с. 516].

Таким образом, понятие «культурное наследие» многогранное и неоднозначное. Несмотря на большое количество терминов и многочисленные попытки разработать универсальное определение и структуру культурного наследия, на практике до сих пор возникают проблемы при определении границ каждого из понятий, а также типов и видов объектов культурного наследия [7, с. 142].

Рассматривая вопрос о понятии «культурное наследие» и его соотношении со схожими терминами, стоит отметить, что культурное наследие включает в себя достаточно много разнообразных объектов, как материального, так и нематериального характера. Вместе с тем, российское законодательство, в частности статья 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ устанавливает, что к объектам культурного наследия относятся «объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры» [8, ст. 3].

Стоит сказать, что это определение не является идеальным. Среди  недостатков такого подхода к пониманию объектов культурного наследия ученые выделяют следующие.

В первую очередь такая формулировка вызывает вопросы в отношении движимых объектов, культурных ценностей. Данное в законе определение подразумевает отнесение к объектам культурного наследия только недвижимого имущества, либо иных объектов, непосредственно связанных с таковым.

Таким образом, культурные ценности, являющиеся, по сути, движимым имуществом, не могут быть объектами культурного наследия. В то же время в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» культурные ценности, как движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение, качество либо особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации» [9, ст. 3].

Кроме того, музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, имеют определенную ценность с точки зрения истории, культуры или науки, их сохранение и изучение необходимо для общества, но под определение объектов культурного наследия они не попадают, так как являются движимым имуществом и в большинстве случаев не связаны с территорией музея, в котором находятся на хранении [10, с. 143].

Еще один спорный момент в указанном определении – формулировка «возникшие в результате исторических событий», трактовка которой не имеет границ.  Между тем, в тексте статьи 18  Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ указано, что в реестр объектов культурного наследия могут быть включены объекты, «с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет».

Отсутствие указания на особый правовой статус объектов культурного наследия в определении, данном в федеральном законе, также можно назвать недостатком.  В то же время, законодательство предусматривает определенные требования, в соответствии с которыми тот или иной объект может быть отнесен к объектам культурного наследия. Кроме того, все объекты культурного наследия должны быть включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, который является основным источником информации о них.  Однако государственной охране подлежат не только объекты, включенные в реестр, но и выявленные объекты культурного наследия, на стадии от момента принятия решения регионального органа охраны объектов культурного наследия о включении в соответствующий перечень, до принятия решения о включении, либо об отказе во включении его в реестр.

Таким образом, можно сделать вывод, что в российском законодательстве объекты культурного наследия и памятники истории и культуры, как понятия, равны между собой и являются культурными ценностями. В то же время  определение объектов культурного наследия, данное в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, не охватывает в полной мере все объекты, на которые распространяется действие данного закона и нуждается в доработке.

 

Использованные источники:

  1. Свичкарь И. Г. Теоретико-методологические основы сохранения историко-культурного наследия / И. Г. Свичкарь // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. № 12. С. 90-94.
  2. Абакумова А. В. Понятия «культурная ценность» и «культурное наследие» в современных доктринах / А. В. Абакумова // Студент и наука (гуманитарный цикл): Материалы международной студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 197-200.
  3. Конституция Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014) // Рос. газ. 1993. 25 дек. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. 1), ст. 4202.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 18.07.2019) // Рос. газ. 1992. 17 нояб. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 29 (ч. I), ст. 3860.
  5. О вывозе и ввозе культурных ценностей: закон РФ от 15.04.1993 № 4804-I (в ред. от 28.12.2017) // Рос. газ. 1993. 15 мая. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 1 (ч. I), ст. 19.
  6. Суфянова Ю. З. К вопросу об объектах культурного наследия и културных ценностях в РФ / Ю. З. Суфянова, Е. З.Суфянова // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 3 (19). С. 514-517.
  7. Медведева Н. В. Понятие «культурное наследие» и основные теоретические подходы к его изучению // Н. В. Медведева, А. С. Стоналова // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3 (16). С. 138-143.
  8. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в ред. от 18.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 26, ст. 2519 ; 2019. № 29 (ч. I), ст. 3853.
  9. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федер. закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 22, ст. 2591 ; 2018. № 53 (ч. I), ст. 8441.
  10. Растимешина Т. В. Реализация концепции всемирного культурного наследия в российской и международной правовой и политической практике / Т. В. Растимешина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 4 (8). С. 137-146.