ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАХТОВАНИЯ СУДНА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ МОРСКОМ ПРАВЕ

6 марта 7:45

Термин «фрахт» имеет немецкое происхождение, а именно от слова «fracht». Первоначальном оно имело несколько значений: процесс перевозки грузов на судне, взятом в наем; плата за перевозку груза; непосредственно сам груз.

Исторически данный договор фрахтования сформировался как институт торгового права и подразумевал именно наем морского судна для перевозки груза. Позднее данный договор стал постепенно включать в себя новые элементы и механизмы: перевозку груза, «аренду» тоннажа, а также произошло его распространение на более современные виды транспорта – наземный и воздушный.

На современном этапе в юридической науке существуют разногласия насчет правовой природы договора фрахтования в силу близости его как к арендным отношениям, так и перевозке грузов.

Действующее право Российское Федерации определяет договор фрахтования достаточно общим образом: в соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ под договором фрахтования (или же чартером)  понимается следующее: одна сторона – фрахтовщик – обязуется предоставить за плату всю, либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств другой стороне – фрахтователю. Данное правоотношение возникает на один или более рейсов и может предусматривать перевозку грузов, пассажиров и багажа[1].

Международное частное право включает в себя множество отраслей. Одной из таких отраслей является международное частное морское право (далее – МЧМП). МЧМП представляет собой совокупность правовых норм, которые содержатся в международных договорах, обычаях и национальном праве различных государств. Эти нормы призваны урегулировать отношения, связанные с осуществлением торгового мореплавания, которые осложнены иностранным элементом.

Понятие правовой (юридической) природы на сегодня, не взирая на тот факт, что оно является крайне широко применяемым, не имеет детального и однозначного определения в рамках науки общей теории права.  В большинстве случаев, для формулировки определения этого понятия, исследователи совместно рассматривают причины появления (исторические предпосылки) определенной нормы или правового института, а также места и значения их в современной теоретической правовой науке и повседневной юридической практике.

Главным образом особенность договора международного фрахтования морского судна, по отношению к договору фрахтования во внутригосударственном пространстве, состоит именно в наличии осложнения обязательственных отношений иностранным элементом, что в данном случае означает следование судна с пересечение границ государств (двух или более), а также нахождение сторон (субъектов) договора, пункта отправления и пункта назначения на территории разных государств.

Определение международного характера обязательственных отношений имеет не только научно-юридическое, но и практическое значение, с той точки зрения, что к международной перевозке, как уже отмечалось ранее, применяются нормы, установленные не только национальным законодательством государства, но и международное право, причем, в основном даже в преимущественном значении.

Понятие и правовая природа договора фрахтования указывают на то, что он имеет черты как правоотношений по перевозке грузов, так и в сфере аренды транспортных средств.

Современная юридическая наука различает два основных вида договора фрахтования морских судов[4]:

— рейсовый чартер – непосредственно форма перевозки груза, где фрахтуется тоннаж судна (его грузовые помещения), и предусматриваются условия относительно порта отправления и назначения;

— тайм-чартер – фактически, «аренда» самого судна, за определенную плату на определенный срок и по конкретному назначению.

Кроме этих двух основных видов фрахтования, тайм-чартер сам по себе можно разделить на два подвида: «бербоут-чартер» и «димайз-чартер» — то есть с экипажем или без.

В.Б. Липавский, например, считает, что это разновидности аренды транспортного средства. Ключевым различием между ними, по мнению В.Б. Липавского, является тот факт, что при заключении договора в формат димайз-чартера, экипаж судовладельца переход в подчинение фрахтователя, а в случае применения формата бербоут-чартера – судовладелец вообще не принимает участия в наборе экипажа судна[5].

Государства континентальной системы права – Германия, Италия и Россия – не имеют каких-то явных различий между договорами фрахтования. В целом, можно говорить о том, что это проистекает из достаточно схожих норм, на основании которых осуществляется наем вещей и услуг.

Закономерно, в связи с этим, что аналогично с российской правовой наукой, европейская во многом также разделилась во взглядах на правовую природу данного договора. Ряд представителей юридической науки Германии[3] делает вывод о том, что тайм-чартер является договором не только аренды транспортного средства, но и единовременно договором по предоставлению услуг. По мнению других – это отдельный вид договора. Третья точка зрения состоит в том, что тайм-чартер – это договор перевозки, включающий в себя определенные особенности.

В Италии тайм-чартер представляет собой договор фрахтования – то есть именно оказания услуги по перевозке грузов или пассажиров и багажа. Аренда же судна предусмотрена отдельно в Морском кодексе Италии 2005 года. Различается и подчиненность экипажа в этих случаях: при непосредственно аренде – экипаж переходит в зависимость от арендатора, а при фрахтовании – остается в подчинении судовладельца[2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе договоры международного фрахтования судна в международном частном морском праве можно условно разделить на договоры, близкие к аренде транспортного средства и договоры, по сути своей представляющие договор международной перевозки, которые в обоих случаях содержат иностранный элемент.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  2. Боярская Ю.Н. Правовое регулирование аренды транспортных средств с экипажем по законодательству Италии // Транспортное право. – 2016. – № 3
  3. Боярская Ю.Н. Аренда транспортных средств с экипажем по праву Германии // Транспортное право. – 2016. – № 2.
  4. Гуцуляк В.Н. Коносамент и чартер как правовая основа морских перевозок // Морское право. – 2007. – № 4.
  5. Липавский Б.В. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования // Транспортное право. – 2005. – № 3.