Реализация законных прав, которыми наделены сотрудники органов внутренних дел, всегда вызывают бурную реакцию со стороны общественности, так как подлежат ограничению такие конституционные права граждан как право на свободу передвижения, неприкосновенности личности и иные фундаментальные регламентируемые Конституцией РФ права и свободы человека. Особенно уделяется внимание как со стороны общественности, так и со стороны правоприменителей такой мере административного принуждения как задержание. Актуальность рассмотрения проблемных аспектов применения указанной меры сотрудниками органов внутренних дел подтверждается развитием общественных отношений в геометрической прогрессии, а также правоприменительной практикой, указывающей на рост количества незаконных задержаний граждан в административном порядке со стороны сотрудников полиции.
Проводя анализ правовой природы административного задержания, стоит сказать, что указанный институт рассматривается с позиции меры административного принуждения, а также в качестве меры, обеспечивающей производство по делу об административном правонарушении. Нами будет рассмотрен именно первый смысл указанного института.
Задержание выступает в качестве основной меры государственного реагирования, целью которой можно считать, во-первых, пресечение противоправных действий лица в момент совершения правонарушения, а также задержание лица, совершившего правонарушение, уже непосредственно после его совершения [1]. Однако не стоит забывать и общую цель для мер административного принуждения – предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан, а равно нормальной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций.
А.Н. Крамником, исходя из правовой природы административного задержания, выделил следующие его виды:
– собственно административное задержание, чаще всего применяемое в практической деятельности подразделений органов внутренних дел в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
– процессуальное задержание;
– превентивное задержание;
– иные виды административного задержания [2].
Законодатель выделяет также ряд иных, специальных целей, указанных в ч. 1 ст. 27 КоАП РФ, выполнение которых обязательно для правоприменителей, в число которых входят и сотрудники органов внутренних дел [3].
Сложность применения задержания в качестве меры административного принуждения заключается в нескольких аспектах, в первую очередь в индивидуализации тех, к кому сотрудники полиции намереваются ее применить, а также правонарушения, которое было ими совершено. Административное законодательство устанавливает перечень лиц с особым правовым статусом, в отношение которых применение указанной меры недопустимо. К ним стоит отнести: иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности; члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также ряд иных субъектов, указанных в Приказе МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» [4].
Отдельного внимания заслуживают вопросы задержания несовершеннолетних, так как обеспечение прав и свобод указанной категории особенно важно для сотрудников органов внутренних дел ввиду их неустойчивого психического и физического развития. В данном случае необходимо четко выполнять требования закона относительно уведомления родителей или иных законных представителей о факте задержания несовершеннолетнего [5].
Рассматривая тех лиц, в отношении которых данная мера применяется и на каком основании стоит выделить следующие:
– связанные с административным производством по делу, то есть как уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, так и лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
– связанные с исполнением решения суда о назначении принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, а равно в отношении лиц, совершивших побег из специализированных медицинских учреждений;
– связанных с нарушением режима комендантского часа, а также проникшие незаконно на охраняемые объекты.
Одно из немаловажных требований административного законодательства касается сроков административного задержания, так как их соблюдение является ключевым требованием принципа законности в административном праве. По общему правилу срок административного задержания не должен превышать трех часов, однако предусмотрен ряд определенных законных обстоятельств, в соответствии с которыми данный срок может быть продлен. Здесь необходимо говорить в первую очередь о наличии состава правонарушения, посягающего на установленный режим государственной границы. В таком случае срок задержания может быть не более 48 часов, что вызывается объективными обстоятельствами, такими как идентификация лица, совершившего правонарушение из указанной группы, а также полное и точное установление всех обстоятельств последнего.
В качестве второго основания предусмотрены особые сроки в отношении той категории лиц, за совершение административного правонарушения которыми предусмотрены в качестве наказания административный арест или административное выдворение за пределы РФ. Срок задержания в данном случае, как и в предыдущем, не может превышать 48 часов.
Как правило, административному задержанию предшествует доставление лица. В этой связи возникает закономерный вопрос об исчислении сроков задержания. Законодательно установлено, что срок доставления не должен учитываться в административном задержании, так как данные действия и их продолжительность определяется самостоятельно. Административное задержание исчисляется только с того момента, как лицо было доставлено. Но ввиду этого существует ряд противоречий, так как доставление, несмотря на законодательную трактовку его осуществления «в возможно короткий срок», может продолжаться и не один час, особенно в районах, где территориальный орган внутренних дел расположен достаточно далеко от отдельных пунктов его обслуживания. Ввиду этого ограничение право человека на свободу передвижения фактически может продолжаться более 3 часов, но в соответствие с законом указанные действия будут правомерными.
Спорным также находим положения, связанные с изменениями, внесенными в КоАП РФ в связи с принятием постановления Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2016 г. № 25-П в части исчисления срока вытрезвления. Согласно ныне действующей редакции, общий срок вытрезвления лица, которое находится в состоянии опьянения, не может превышать 48 часов. Несмотря на тот факт, что данное положение является полностью конституционным, у правоприменительных органов, органов внутренних дел, в частности, возникают трудности при применении указанного положения, так как нередко встречаются случаи, когда процесс вытрезвления может проходить более 48 часов. В данных случаях какое-либо дальнейшее взаимодействие с лицом, совершившим правонарушение, ставит под угрозу все расследование по указанному факту, так как не представлялось принять соответствующие меры ввиду опьянения правонарушителя. У правоохранительных органов теряется возможность правового воздействия на правонарушителя
Таким образом, административное задержание в качестве меры административного принуждения используется сотрудниками органов внутренних дел достаточно часто. Из-за этого выявляются определенные трудности, связанные с правоприменением положений административного законодательства. В этой связи необходимо принимать нормативно правовые акты ведомственного характера для правильного толкования тех или иных норм и впоследствии правильного, а самое главное законного их применения.
Список литературы:
- Хорьков В.Н. Административное задержание: пробелы в законодательном регулировании // Административное право и процесс. 2013. № 10. С. 75.
- Крамник А.Н. Административно-правовое принуждение / А.Н.Крамник. – Минск: Тесей, 2005. – 208 с.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: в ред. от 02.12.2019 г.// Рос. газ. 2001. 31 дек. № 256.
- Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 20.11.2019)
- Дорофеева Ж.П. Программы превенции административной деликтности несовершеннолетних: основные параметры и содержание // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 1. С. 94