АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА

16 февраля 11:52

Строительство и развитие военной организации государства, обеспечение ее функционирование, поддержание Вооруженных Сил Российской Федерации в готовности к отражению внешней агрессии, а так же выполнения ими других специальных задач требует решения такой сложной задачи как обеспечение людскими ресурсами. Одним из направлений решения этой задачи является качественная организация воинского учета.

Под воинским учетом понимается государственная система контроля призывных и мобилизационных людских ресурсов.

За годы существования Советского Союза была создана и функционировала высокоэффективная система воинского учета, позволявшая решать задачи комплектования Вооруженных Сил, внутренних и пограничных войск, других войск, воинских формирований и организаций, составлявших основу военной организации государства, как в мирное время, так и в период войны. Кроме того, созданная система полностью обеспечивала решение такой важнейшей задачи как мобилизация. Одним из принципов функционирования этой системы был экстерриториальный принцип комплектования людскими ресурсами. То есть, гражданин государства, призываемый на военную службу по призыву, на военные сборы, находясь в запасе, или получив мобилизационное предписание, мог быть направлен в воинскую часть, дислоцированную на территории одной из республик СССР.

Вместе с тем, с развалом советского государства данная система воинского учета оказалась практически разрушенной и неспособной функционировать в сложившейся ситуации.

Граждане Российской Федерации всячески уклонялись от прохождения военной службы и постановки на воинский учет, об изменении места жительства военные комиссариаты не информировали. С началом непродуманной приватизации и массового перехода предприятий промышленности и различных организаций, имевших мобилизационные задания, в частный сектор, выполнение ими задач воинского учета не выполнялось. Законодательство Российской Федерации в отношении этих правонарушений либо не предусматривало, либо – практически не действовало.

Это потребовало адаптации системы воинского учета к сложившимся реалиям и налаживания ее функционирования в новых условиях – в условиях существования независимого российского государства и активного развития частного сектора в экономике страны. А так же принятия мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации, в части касающейся ответственности за правонарушения в области воинского учета.

В представленной статье рассмотрена существующая система административной ответственности за правонарушения в области воинского учета, а также некоторые проблемные вопросы ее функционирования.

В настоящее время основным нормативно-правовым документом, регламентирующим вопросы административных правонарушений в области воинского учета является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

В соответствии со ст. 2.1 гл. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, можно проследить принципиальное отличие административной ответственности от уголовной: субъектом административной ответственности может быть юридическое лицо (организация, предприятие, учреждение). Кроме того, соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Как говорилось выше, основным документом, регламентирующим вопросы административных правонарушений в области воинского учета, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В его содержание включена Глава 21, которая непосредственно посвящена административным правонарушениям в этой области.

Эта Глава включает семь статей, в которых представленные правонарушения условно можно разделить на две группы.

Первая группа – правонарушения, совершаемые должностными лицами, отвечающими за воинский учет в организациях, на предприятиях и в военных комиссариатах:

непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;

неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;

несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Вторая группа – правонарушения совершаемые гражданами Российской Федерации и касающиеся вопросов неисполнения обязанностей по воинскому учету, уклонения от медицинского обследования и умышленной порчи или утраты документов воинского учета.

Анализ указанных статей Главы 21 КоАП показывает, что в целом они охватывают весь перечень возможных административных правонарушений в области воинского учета.

Однако, несмотря на то, что в Российской Федерации сформировалась и функционирует система административной ответственности за подобные правонарушения, количество их не снижается. Основными причинами этого является несколько факторов.

Первый – крайне низкая сумма денежных штрафов за невыполнение положений нормативно-правовых документов в сфере регулирования воинского учета.

В соответствии с Главой 21 максимальная сумма взысканий по данным административным правонарушениям составляет до 1000 рублей, а по некоторым не более 500 рублей или вообще ограничивается административным предупреждением.

Такое положение дел позволяет организациям и предприятиям без финансового ущерба для своего бизнеса выплачивать незначительные штрафы и в дальнейшем продолжать не выполнять положения нормативно-правовых документов по воинскому учету. Это же и касается граждан Российской Федерации не выполняющих обязанности по воинскому учету. Другими словами «штрафом в 1000 рублей никого не испугаешь».

Еще одним фактором является деструктивная деятельность третьих лиц по предоставлению услуг в сфере уклонения от исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету. Данные лица и организации, используя различные пробелы в законодательстве, предоставляют юридические услуги по данным направлениям и их деятельность к административным правонарушениям не относится. А, соответственно, КоАП не регулируется.

Другим фактором можно рассматривать низкую компетенцию должностных лиц, отвечающих за организацию воинского учета, и халатное исполнение ими своих должностных обязанностей или не выполнение их по определенному умыслу. Умысел в данном случае может содержать в себе коррупционную составляющую, что уже предполагает уголовную ответственность.

В настоящее время не существует системы подготовки кадровых работников в этой области, кроме того, как правило, их оплата труда является невысокой. Несмотря на то, что данный фактор, в общем, не относится к вопросам административной ответственности, он позволяет некоторым руководителям, ограничиваясь минимальными штрафами за правонарушения в области воинского учета, брать на работы граждан не способных организовать эту деятельность.

Таким образом, можно констатировать факт, что основным фактором, негативно влияющим на выполнение задач в области воинского учета, является несовершенство административной ответственности в этой области.

В этой связи можно выработать определенные предложения по совершенствованию административного законодательства Российской Федерации в части касающейся правонарушений в области воинского учета.

Одним из направлений должно быть значительное увеличение штрафных санкций для лиц и организаций, которые являются субъектами правонарушений, определенных приведенной выше статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом для граждан данные штрафа должны составлять до 5000 рублей, для юридических лиц – до 50000 рублей. При этом отдельно необходимо определить штрафные санкции за повторное нарушение законодательства. Кроме того, хорошим стимулом для соблюдения законодательства Российской Федерации в этой области может стать угроза лишения лицензии на ведение экономической деятельности предприятиями и организациями.

Еще одним направлением по совершенствованию административного законодательства должно стать уточнение и расширение перечня правонарушений, за которые возникает административная ответственность в области воинского учета.

Безусловно, могут быть и другие направления совершенствования административной ответственности за правонарушения в области воинского учета. Но все эти направления должны объединяться одной целевой установкой – нарушать законодательство в этой области должно быть невыгодно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в последней ред. от 30.09.2013 г. № 262-ФЗ ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в последней ред. от 14.06.2012 г. № 78-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996 № 5. Ст. 410.

3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (в последней ред. от 01.12.2011 г. № 375-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

4. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 г. № 424-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

5. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ (в последней ред. от 09.03.2010 г. № 27-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» от 27.11.2006 г. № 719 (в последней ред. от 06.10.2011 г. № 824) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 49 (2 ч.). Ст. 5220.

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 47. Ст. 4894.

7. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» от 01.09.2007 г. № 1132 (в последней ред. от 22.06.2009 г. № 709) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 37. Ст. 4433.

8. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президенства: вопросы соотношения. (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения)М., Юрлитинформ, 2013.

9. Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения. М.: Юрлитинформ, 2014.

10. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление, 2012, № 1.

11. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1. 

12. Конджакулян К.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Защитник в Республике Армения в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015. 

13. Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.

14. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в РФ и РА // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.

15. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.

16. Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА : понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.