Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российским государством, является проблема борьбы с преступностью и обеспечение личной безопасности граждан. Преступность в различных формах ее проявления представляет серьезную опасность для построения демократического общества.
Особенно остро и непримиримо общество реагирует на преступления против личности, в том числе на самое тяжкое из них — убийство.
Динамика убийств, в том числе тех, которые следует отнести к преступлениям повышенной общественной опасности (убийства с применением взрывных устройств, «серийные» убийства, совершенные сексуальными маньяками, «заказные» убийства, а также убийства с целью завладения жилища убитого и т.д.), имеет тенденцию неуклонно расти. Раскрываемость же этой категории преступлений, далека от желаемой. Так, по статистическим данным ГИАЦ МВД РФ в 2016 г. было зарегистрировано 10444 убийств, в 2017 г. — 9738, в 2018 г. – 8574, в 2019 г. – 7948, за январь-октябрь 2020 г. – 6646 [3].
Методика расследования того или иного преступления в каждом конкретном случае обусловлен следственными ситуациями, складывающимися в ходе предварительного расследования. Практика расследования любого преступления свидетельствует о том, что в процессе расследования преступления, органы, в производстве которых находится уголовное дело, сталкиваются с различными следственными ситуациями, от содержания которых зависит комплекс способов, методов и средств, подлежащих применению в данной ситуации расследования.
Однако до сих пор нет однозначного определения понятия следственная ситуация. Одни авторы рассматривают следственную ситуацию только как совокупность сведений, характеризующих состояние расследования по делу, без учета ситуации, условий, в которых оно ведется [1, с. 90]. Другие определяют ее как набор доказательной, тактической, методологической, организационной информации, включающий в свое содержание отдельные элементы среды, в которой проводится расследование [4, с. 58]. Третьи понимают следственную ситуацию только как обстановку, в которой ведется расследование [5, с. 157].
Не вдаваясь в дискуссию по поводу определения и содержания следственной ситуации мы согласны с авторами, придерживающимися мнения о том, что «следственная ситуация – это сложившаяся на данной момент положение, характеризующееся, с одной стороны, состоянием расследования по делу, а, с другой стороны, объективными и субъективными условиями, в которых оно проводится, оценка которой позволяет правильно определить и оптимально решить вытекающие из этого положения очередные задачи расследования» [2, с. 278].
Рассматривая конкретную ситуацию, следователь использует знания о способах решения типовых задач, модернизируя их с учетом реальности. Момент оценки следственной ситуации возникает в двух предусмотренных законом случаях — при принятии решения о направлении расследования и о проведении следственных действий. Индивидуальная следственная ситуация как состояние расследования определяется соотношением имеющейся и недостающей информации, имеющихся доказательств и вспомогательной информации об убийстве, данных о силах, средствах и возможностях самого следователя, об условиях окружающей среды и т.д. Анализ следственной практики свидетельствует о том, что наиболее типичными следственными ситуациями при расследовании убийств являются следующие:
Ситуация 1 — убийство очевидно (открыто), убийца задержан и его личность установлена. Для данной ситуации характерно следующее: зачастую в начале расследования неясны истинная цель и мотив, а иногда и форма вины; соучастники могут быть не установлены; иногда сначала не ясно, являются ли действия, повлекшие смерть, незаконными (например, при необходимой обороне).
Ситуация 2 — совершено тайное убийство без сокрытия трупа, без инсценировки, обнаруженное сразу или вскоре после убийства. Для данной ситуации характерны благоприятные возможности для поиска и изъятия следов, фиксации показаний, то есть все необходимое для успешного расследования; убийца неизвестен; имеются возможности для организации розыскных мероприятий по привлечению к ответственности и задержанию убийцы. Типовыми версиями в данной ситуации являются версии о личности убийцы (или о круге подозреваемых), версии о возможных мотивах и поисковые версии о местонахождении скрывающегося преступника.
Ситуация 3 — убийство тайное, недавнее, но его механизм неясен. Труп обнаружен, личность потерпевшего установлена. Есть свидетельства самоубийства (несчастного случая или смерти по естественным причинам), но есть подозрения о возможном сокрытии инсценированного убийства. Данная ситуация также очевидна, когда предполагаемая инсценировка была предпринята не для того, чтобы скрыть убийство, а для того, чтобы скрыть его истинный мотив и, следовательно, настоящего убийцу. В подобной ситуации строятся версии о механизме расследуемого события. После подтверждения версии убийства выдвигаются версии о мотивах и личности убийцы.
Ситуация 4 — тайное убийство, в результате которого дело было возбуждено по факту обнаружения неопознанного трупа. Травмы на трупе указывают на убийство, но труп настолько изуродован, что его трудно идентифицировать по внешнему виду. В таких ситуациях, прежде всего, строятся и проверяются версии о личности жертвы.
Ситуация 5 — тайное и давнее убийство, но предполагаемое, поскольку найдены останки — череп и кости с остатками одежды, причина смерти неизвестна (на момент начала расследования), и можно предположить, как убийство, так и другие причины смерти. Личность жертвы также часто не известна, и поэтому в начале расследования строятся и проверяются версии о личности жертвы и характере происшествия.
Ситуация 6 — тайное убийство, сопровождающееся расчленением трупа на части и сокрытием этих частей. Из всех элементов преступления известны только способ сокрытия убийства и место, где были обнаружены части трупа. В первую очередь строятся и проверяются версии о «механизме» убийства и личности потерпевшего. При установлении личности потерпевшего изучаются версии о лицах, которым нужно было не только совершить убийство, но и скрыть его, опасаясь неминуемого разоблачения.
Ситуация 7 — исчезновение человека. Убийство тайное, старое, но только предполагаемое, так как тело не было найдено. Личность предполагаемой жертвы известна, но все остальное неизвестно. Типичные первоначальные версии причин исчезновения: убит, покончил жизнь самоубийством, скрылся от родственников, совершил преступление и избежал правосудия, умер или находится в больнице под вымышленным именем и т.д. При подтверждении версии убийства изучение личности, образа жизни, характера взаимоотношений исчезнувшего с другими людьми позволяет строить версии о цели и мотиве, о времени и месте убийства и, наконец, о личности убийцы.
Ситуация 8 — обнаружение трупа новорожденного. Убийство может быть совершено как матерью ребенка, так и другими близкими ей лицами. Первая задача — определить механизм смерти, то есть родился ли ребенок живым и какова причина смерти. В дальнейшем необходимо организовать поиск матери ребенка. Она — ключевая фигура в расследовании подобных дел.
Таким образом, определив тип следственной ситуации, можно спланировать расследование преступления и определить перечень необходимых следственных действий, а также совокупность сил и средств, необходимых для проведения эффективного расследования преступления.
Знание следователем вышеперечисленных типовых следственных ситуаций позволяет существенно сократить объем оперативно-розыскной и непосредственной следственной работы, придавая ей необходимую направленность, определяемую с учетом исходных данных, которыми располагает следователь на начальном этапе расследования, способствует оперативному раскрытию преступления и его расследованию.
Список литературы:
- Гавло В.К. О следственной ситуации и методике расследования хищений, совершаемых с участием должностных лиц // Вопросы криминалистической методологии, тактики и методики расследования. — М., 1973.
- Криминалистика: учебник для вузов / Под ред. В.Н. Карагодина, Е.В. Смахтина. 2-е изд.- М.: Юрайт, 2020.
- Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Эл. ресурс. Режим доступа: mvd.ru (дата обращения: 05.11.2020 г.)
- Селиванов Н.А. Криминалистические характеристики преступлений и следственные ситуации в методике расследования // Соц. законность. 1977. № 2. — С. 58.
- Шиканов В.И. Разработка теории тактических операций — важнейшее условие совершенствования методики расследования преступлений. Методика расследования преступлений. — М., 1976.