Человек наделяется нематериальными благами с самого начала его жизни: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, — они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п.1 ст.150 ГК РФ)[1]. И это далеко не исчерпывающий список.
Нематериальные блага «следуют» за человеком всю его жизнь, обладают уникальностью, неповторимостью, характеризую его как личность.
Проблема категорий чести, достоинства и деловой репутации волновала умы ученых еще в дореволюционной России. Ее глубокий анализ был сделан еще профессором В.И. Лебедевым в его лекциях по теории права. «Идея чести, — пишет автор, — совершенно понятна со стороны психологической: в ее основе лежит чувство человеческого достоинства и отсюда требование, чтобы ко мне относились соответственно моему человеческому достоинству и общественному положению»[2].
Содержание понятий «честь» и «достоинство» как объектов правовой защиты невозможно понять без раскрытия их этической сущности. В данном случае уместно обращение к толкованию этих понятий в теории русского языка. Так, в толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова достоинство определяется, как «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». Под честью же понимаются «достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности»[3].
Показателем положительного или негативного отношения окружающих к тому или иному человеку является его репутация. Но без уяснения содержания категории «репутация» и ее роли в определении категории «честь» нам будет трудно выявить сущность непосредственного объекта правовой защиты. Прежде всего, обратимся опять-таки к толкованию термина «репутация» нашими известными исследователями русского языка. В толковом словаре под редакцией профессора Д.Н. Ушакова репутацией именуется «состоявшее общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо»[4].
Таким образом, репутация в самом общем виде представляет собой сложившееся о человеке мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств. То есть, репутация отражает конкретное общественное положение личности.
Очевидно, что понятие репутации шире понятия чести, подразумевающей только положительную социальную оценку лица, его моральных качеств. В действующем гражданском законодательстве (ст. 150, 152, 1100 ГК РФ) в перечне нематериальных благ, подлежащих защите, репутация не значиться. Здесь говориться лишь об одной ее разновидности – деловой репутации как общественной оценке профессиональных качеств лица. По мнению ряда правоведов (Ю.В. Молочков, М.Л. Шелютто), такого рода законодательное регулирование в значительной мере суживает возможности всесторонней защиты нематериальной сферы личности[5].
Подробное определение деловой репутации дано М.Н. Малеиной: «Деловая репутация представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области»[6].
Репутация завоевывается делом, отсюда, по всей видимости, было введено такое понятие, как деловая репутация. Введение категории «деловая репутация» является вполне обоснованным и логичным шагом законодателя в условиях рыночной экономики, когда каждый товаропроизводитель, предприниматель заинтересован в поддержании своего имиджа надежного партнера, добросовестного конкурента и т.д.
Ю.В. Молочков под репутацией подразумевает «складывающуюся на основе имеющегося объема информации о лице, пропорцию положительных и отрицательных сведений о его качествах, достоинствах и недостатках, известную окружающим и в силу этого отраженную в общественном сознании как мнение о нем с точки зрения морали данного общества»[7].
Говоря о деловой репутации, имеют ввиду общественное мнение, сложившееся лишь о профессиональной, производственной, торговой, служебной и т.п. деятельности гражданина или юридического лица[8].
Существует и иная точка зрения. Суть ее состоит в том, что понятие деловой репутации связывается, прежде всего, с предпринимательской деятельностью. «Поскольку в ст. 152 ГК РФ нет достаточной четкости в регламентации этого нового института, то создается иллюзия, будто деловой репутацией обладают любой гражданин и любое юридическое лицо. За защитой деловой репутации, и подчас не безуспешно, обращаются в суд государственные органы, должностные лица, общественные организации и отдельные лица, которые не осуществляют коммерческой, предпринимательской деятельности. Между тем понятие деловой репутации в гражданско-правовом смысле применимо только к физическим и юридическим лицам, участвующим в деловом обороте. Это понятие не равнозначно, не синонимично понятию служебной и профессиональной репутации. Государственные и муниципальные органы, осуществляющие властные и управленческие функции, и общественные объединения, выполняя уставные задачи, не являются участниками гражданского оборота, не являются носителями деловой репутации в смысле гражданского законодательства и потому не могут требовать ее судебной защиты»[9].
Надо отметить, что данное мнение является весьма спорным. Ибо, если деловая репутация распространяется только на субъектов предпринимательской деятельности, то, как быть в случаях, когда гражданин порочиться как работник, специалист, когда дается отрицательный отзыв о его профессиональных качествах, служебной деятельности? Истолковывать такие сведения как порочащие профессиональную честь, но не деловую репутацию?
Поэтому мы считаем, что под деловой репутацией следует все же понимать оценку профессиональных качеств любого физического и юридического лица, а не только участвующего в предпринимательской деятельности.
Итак, мы выяснили, что центральными категориями нематериального блага являются честь, достоинство и деловая репутация, определили их понятия. Теперь следует рассмотреть правовое регулирование данных категорий, что является объектом нашего исследования.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Справочно-правовая система (далее – СПС) «Консультант-плюс».
- Лебедев В.И. Лекции по общей теории права. СПб.: тип. Б.М. Вольфа, 1903. – 79 с.
- Малеина М.Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя // Законодательство и экономика. – 1993. – №23 – 24. – С.18 – 22.
- Молочков Ю.В. Защита чести и достоинства в гражданском процессе. Дис. … к.ю.н. – Екатеринбург, 1993. – 203 c.
- Сергеев А.П. Право на защиту репутации. – Л: Знание, 1989. – 31 с.
- Словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова. – М.: Русский язык, 1991. – 915 с.
- Честь, достоинство и репутация. (Результаты исследования и материалы конференции). – М.: «Права человека», 1998. – 236 с.
- Шелютто М.Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации. Дис. к.ю.н. – М., 1997. – 189 с.
References:
- Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ pervaja) ot 30.11.1994 №51-FZ (red. ot 25.02.2022) // Spravochno-pravovaja sistema (dalee – SPS) «Konsul’tant-pljus».
- Lebedev V.I. Lekcii po obshhej teorii prava. SPb.: tip. B.M. Vol’fa, 1903. – 79 p.
- Maleina M.N. Zashhita chesti, dostoinstva, delovoj reputacii predprinimatelja // Zakonodatel’stvo i jekonomika. – 1993. – №23 – 24. – P.18 – 22.
- Molochkov Ju.V. Zashhita chesti i dostoinstva v grazhdanskom processe. Dis. … k.ju.n. – Ekaterinburg, 1993. – 203 p.
- Sergeev A.P. Pravo na zashhitu reputacii. – L: Znanie, 1989. – 31 p.
- Slovar’ russkogo jazyka. Pod red. S.I. Ozhegova. – M.: Russkij jazyk, 1991. – 915 p.
- Chest’, dostoinstvo i reputacija. (Rezul’taty issledovanija i materialy konferencii). – M.: «Prava cheloveka», 1998. – 236 p.
- Sheljutto M.L. Grazhdansko-pravovaja zashhita chesti, dostoinstva i delovoj reputacii. Dis. k.ju.n. – M., 1997. – 189 p.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Справочно-правовая система (далее – СПС) «Консультант-плюс».
[2] Лебедев В.И. Лекции по общей теории права. СПб.: тип. Б.М. Вольфа, 1903. С.27.
[3] Словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова. – М.: Русский язык, 1991, — С.163, 811.
[4] Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 1939. — С.1344.
[5] Молочков Ю.В. Защита чести и достоинства в гражданском процессе. Дис. … к.ю.н. – Екатеринбург, 1993. – С.4.; Шелютто М.Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации. Дис. к.ю.н. – М., 1997. – С.59.
[6] Малеина М.Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя //Законодательство и экономика. – 1993. – №23 – 24. – С.18.
[7] Молочков Ю.В. Указ. соч. С.3 – 4.
[8] В юридической литературе предлагалось рассматривать репутацию в качестве категории, отражающей всестороннее восприятие человека другими людьми. Защита репутации соответственно должна охватывать целый ряд правовых средств, включаю невмешательство в частную жизнь, должную персонификацию и неприкосновенность внешнего облика гражданина. (См.: Сергеев А.П. Право на защиту репутации. — Л. 1989. — С.7). Однако ст.152 ГК РФ не исходит из столь широкого понимания репутации.
[9] Честь, достоинство и репутация. (Результаты исследования и материалы конференции), — М.: «Права человека», 1998. — С. 56.