С первого января 2020 года в Российской Федерации вступает в силу Федеральный Закон от 2 августа 2019 года №259 – ФЗ [1]. Многие юристы уже окрестили данный нормативно-правовой акт «Законом о стартапах» или «Законом о краудфандинге». Интересно, что в итоговой версии закона слово «краудфандинг» не упоминается, хотя в первоначальной версии, внесённой на рассмотрение в Госдуму, термин содержался. Таким образом, законодательного закрепления термина краудфандинг в Российской Федерации на сегодняшний день нет.
Так или иначе, в общемировой практике под краудфандингом понимают коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет. Считается, что термин был придуман и сформулирован в 2006 году журналистом Джеф Хоу. Осуществляется краудфандинг, как правило, в целях поддержки людей, которые имеют намерение создать что-либо, но не имеют на это финансовых средств.
В свою очередь, краудфандинг тоже делится на части в зависимости от того, каким образом привлекаются в проект денежные средства и на каких условиях. Наиболее интересующим нас ответвлением краудфандинга является краудинвестинг. В 2012 году в США был принят, так называемый, Jobs Act (Jumpstart Our Business Startups Act) или первая американская версия «Закона о стартапах».
Анализируя нормы закона можно понять, почему термин краудфандинг не включили в основной текст. Потому что в российской версии речь ведётся скорее о краудинвестинге. Причём законодатель настолько адаптировал эту систему под российские реалии, что и краудинвестингом это тоже назвать сложно. В результате мы имеем свою собственную систему и Закон, применение которого на практике пока представить достаточно сложно.
И вот несколько причин почему. В 2014 году во Франции также был принят подобного рода законопроект. Однако, в отличие от русской версии, он затрагивал все виды краудфандинга, в том числе и благотворительный, в котором средства, собранные подобным образом зачастую идут на создание творческих проектов – написание песен, съемку кино, проведение культурных и развлекательных мероприятий. Это действительно большой сегмент рынка и представляется разумным урегулировать его на законодательном уровне.
Также во Франции существует деление инвестиционных порталов на 3 категории: платформы для займов под проценты или без процентов (IFP), ресурсы по реализации акций (CIP) и ресурсы по предоставлению инвестиционных услуг (PSI). Данные категории уже прочно закрепились в рамках международного права, поэтому, вероятно, стоит привести Российское законодательство в соответствие с этими стандартами для единства практики.
Также проблема при применении закона видится в том, что инвестиционные платформы, о которых шла речь в Законе, существовали и функционировали ещё до его принятия. Однако, в соответствии с новыми нормами, они, с точки зрения закона, перестают считаться таковыми, потому что не могут реализовать прописанные в нём требования. Так, Закон требует, чтобы привлечение инвестиций посредством инвестиционной платформы производилось только безналичными денежными средствами, которые должны зачисляться на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы. Однако ни одна из существующих сейчас платформ технически не может обеспечить операции с рублями, потому что работают на совершенно других платёжных средствах, конвертация или перевод которых пока не осуществим.
Таким образом, существующий Закон о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ действительно долгожданное действие законодателя. Однако к существующей его версии возникает очень много вопросов. К тому же, многие специалисты полагают, что данный закон является ещё и одним из шагов на пути к законодательному урегулированию криптосферы (и вряд ли покажется случайностью, что в Государственной думе его рассмотрение велось наряду с законопроектом «О цифровых финансовых активах»). Так или иначе, начало в законодательном регулировании данной отрасли положено, что непременно скажется на положительном росте сферы электронной коммерции и предпринимательства.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (дата обращения: 18.01.2020).
2. Статья «Краудфандинг: сравнительно правовой способ отъема денег у инвесторов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.ru/review/view/123414/ (дата обращения: 18.01.2020).
3. Толкачев, А. Н. Коммерческое право / Толкачев А.Н. — Москва :Дашков и К, 2018. — 360 с.: ISBN 978-5-394-01153-5. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/511987 (дата обращения: 18.01.2020).