ИСТОЧНИКИ ИРАКСКОГО ПРАВА

24 июня 11:10

В середине VII века территория Ирака была захвачена арабами, а население обращено в ислам; через шесть столетий власть оказалась в руках монголов.

В начале XVI века Ирак находился под управлением иранской династии, которая сделала шиизм государственной религией.

В середине этого столетия Ирак вошел в состав Османской Империи, турки удерживали регион на протяжении четырехсот лет.

В первой четверти XX века территория Ирака попала под контроль Великобритании. Таким образом, у Ирака, как и большинства арабских государств, за плечами трудное прошлое и впереди — неясное будущее. Эта страна за период своей недолгой независимости пережила тяжелые времена, связанные с политическими переворотами, сменой власти, а сегодня её суверенитет находится под угрозой из-за деятельности на территории Ирака незаконных вооруженных формирований, называющих себя государством.

Принятая в 2005 году Конституция объявляет ислам официальной религией и основным источником законодательства.

Разработчики основного закона не отделяли исламские нормы от демократических, так как прописали в Конституции невозможность принятия закона в случае его противоречия нормам ислама и принципам демократии. Конституция объявляет государство многоконфессиональным и многонациональным, на законодательном уровне закреплено равенство прав и свобод йезидов, мусульман и христиан.

Официальными языками названы арабский и курдский, ассирийский и туркоманский используются в качестве официальных в регионах, где проживают соответствующие народы. На местном уровне в качестве дополнительного языка может быть избран иной при согласии более чем половины проживающего там населения.

Что касается взаимоотношений на межгосударственном уровне, у Ирака имеются территориальные споры с Ираном по поводу управления Шатт-Аль-Араб.

Конституция установила запрет на пропаганду и принадлежность к партии БААС, объявив ей противозаконной и приравнивая участие в ней к террористической деятельности и этническим чисткам[1].

Законодательство предоставило каждому право на безопасность, жизнь и свободу, тайну почтовой и иной переписки и сообщений, которые могут быть ограничены в определенных случаях.

Регламентированы Конституцией право на частную жизнь и неприкосновенность жилища.

Гражданство Ирака может быть приобретено в силу рождения, если один из родителей является иракцем, и по причине натурализации. В первом случае человек не может быть лишен гражданства, натурализованные иракцы лишаются гражданства в определенных законом случаях.

Нормы Конституции устанавливают независимость судебной власти от других ветвей, гарантируют каждому презумпцию невиновности и право на защиту на всех стадиях судебного процесса.

Каждому Конституция гарантирует право на свободу передвижения, труд, создание и участие в профессиональных объединениях и союзах, право на частную собственность, социальное и медицинское страхование, благоприятную окружающую среду. Право на достоинство личности реализуется путем запрета на бесчеловечное обращение, ограничение свободы без судебного решения, принудительного труда и пыток.

Тем не менее, Международная амнистия ежегодно сообщала о массовых и повсеместных нарушениях прав человека: в отношении заключенных применялись бесчеловечные и унижающие достоинство личности действия (изнасилование, подвешивание за конечности, применение электрошока).

Законодательство уделяет особое внимание правам и свободам отдельных категорий: детям, молодежи, лицам пожилого возраста и с ограниченными возможностями. Установлено, что бесплатное образование должно быть доступно на любом уровне. Конституция гарантирует свободу выражения мнения, проведения мирных демонстраций и собраний, публикаций и средств массовой информации. Кроме того, каждый человек наделяется правом на свободу вероисповедания, мысли, совести и убеждений[2].

Конституция регламентирует взаимоотношения между законодательной, исполнительной и судебной властью. Законодательная власть в стране осуществляется двухпалатным Парламентом, включающим Совет представителей и Совет союза.

Количество членов Совета представителей, избираемых всеобщим прямым и тайным голосованием на срок четыре года, составляет из расчета один к ста тысячам жителей Ирака.

Законодательство установило требования к деятельности женщин в Совете: их должно быть не менее четверти от общего числа представителей.

Председатель Совета, его первый и второй заместители избираются членами Совета из своего состава абсолютным большинством голосов.

Совет представителей осуществляет свою деятельность путем проведения двух очередных сессий в год, возможны и чрезвычайные созывы по инициативе главы государства, председателя Совета премьер-министра или самих членов в количестве не менее 50 человек.

В круг полномочий Совета представителей входят наиболее важные государственные вопросы, связанные с избранием и освобождением от должности главы государства, одобрением государственного бюджета, принятием законов, ратификацией международных договоров, реализацией контроля за деятельностью исполнительных органов власти. Взаимоотношения Совета представителей и исполнительного органа власти осуществляются в следующих формах: Совет уполномочен выражать вотум недоверия в целом кабинету министров, любому министру в отдельности и премьер-министру, в первом и последнем случаях Кабинет обязан уйти в отставку. Если премьер-министр направил предложение о роспуске Совета представителей главе государства и последний одобрил его, Совет завершает свою деятельность.

Другая палата — Совет союза, состоит из представителей регионов.

К кандидату на должность главы государства предъявляются следующие требования: достижение возраста 40 лет, наличие гражданства по рождению, добросовестности, политического опыта, справедливости и честности. Срок полномочий президента Ирака составляет четыре года.

Глава государства может занимать должность не более двух сроков.

На президента возлагаются полномочия, связанные с изданием декретов, государственными награждениями, аккредитацией послов, утверждением смертных приговоров, подписанием законов, международных договоров и помилований.

Премьер-министр Ирака выдвигается парламентским большинством и формирует Кабинет в течение 15 дней после избрания главы государства.

Премьер-министр — довольно внушительная политическая фигура на государственном фоне, он является главнокомандующим Вооруженных Сил и руководителем Совета министров, контролирующего национальную разведывательную службу Ирака[3].

Судебная система Ирака включает Высший судебный совет, Ге- неральную прокуратуру, Департамент судебных инспекций, Верховный Суд, Кассационный Суд.

В связи с тем, что Ирак по форме государственного устройства является федеративным государством, Конституция обеспечивает гарантии участия в управлении жителей всех регионов.

Регионы наделены относительно самостоятельной властью на соответствующем уровне: Конституция разрешает применять федеральное законодательство по усмотрению, с учетом административных, культурных и социальных обстоятельств.

Смертная казнь в Ираке применяется часто, в 2007 году Ирак занял четвертое место в мире по количеству вынесенных смертных приговоров — 1991, в 2014 году было вынесено 38 смертных приговоров.

Доктрина мусульманского права как нормативно-юридической системы социального регулирования складывалась постепенно, усложняясь и приобретая дополнительные характерные черты. Новыми элементами постоянно обогащалась и структура права.

Наука мусульманского права, или, точнее, доктриальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает «корни» и объясняет, каким образом и благодаря каким источникам возник комплекс правил, составляющих божественный закон – шариат; и изучает «содержание», то есть решения, содержащие нормы материального мусульманского права. По всей структуре, по своим категориям и понятиям мусульманское право весьма оригинально по сравнению с иными правовыми системами. Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран — священная книга ислама, затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога, в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества, и, наконец, в-четвертых, кыяс, или умозаключения по аналогии[4].

Основой мусульманского права, как и всей мусульмаснкой цивилизации является священная книга ислама – Коран, состоящая из высказываний и проповедей Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету. Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, содержащие правила поведения в отдельных частных случаях. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник». Будда. Конфуций. Магомед, Франциск Ассизский. Савонарола.

Вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна, состоящая из рассказов о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна – это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников. Два крупных доктора ислама — Эль-Бокхари и Мослем — в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительные высказывания пророка. Работа, проведенная ими и рядом других авторов того же периода, создала солидную основу, хотя сегодня вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятся к Магомету.

По степени определенности, согласно мусульманской доктрине, все нормы Корана и сунны делятся на две категории. К первой относятся абсолютно точные и недопускающие различных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Эта категория норм представляет собой понятные и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и единообразно применяться на практике. Вторую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно ясные предписания, не только допускающие различное понимание их смысла, но и предполагающие конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада (рационального приема), в результате которого правоведы — маджтахиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные отношения[5].

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает иджма, которое рассматривается как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относится к группе авторитетных источников шариата. Складывалась иджма практически из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (общее число – около 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, маджтахидами). Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Коран, Сунна и иджма – вот три источника мусульманского права, но это источники разного плана. Коран и Сунна – основные источники, и, исходя из содержащихся в них основных положений, доктора ислама установили нормы шариата. Но на сегодня это только исторические источники права: судья не должен использовать непосредственно Коран и сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме. Таким образом, только книги права, одобренные иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, является кыяс – решение правовых дел по аналогии. Согласно кыясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к дело, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кыяс не только позволяет быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кыяс часто становился и орудие откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифой и его последователями – ханифитами. Наиболее резко против кыяса выступали ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права[6].

Дополнительным источником права по шариату могли быть местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но и не противоречащие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну. Обычаи принимались во внимание только в том случае, если они являлись непрерывными или преобладающими в практике богословов-правоведов.

И наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в некоторых мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Иванова, Е.В. Гражданское право России. [Текст]/ Е.В. Иванова. — М.: Книжный мир, 2017.
  2. Иоффе, О.С. Гражданское право. Избранные труды. [Текст]/О.С. Иоффе. — М.: Статут, 2016.
  3. Рыженков, А. Гражданское право Росиии. Часть 2.[Текст]/А. Рыженков. Юрайт, ядро 2017.
  4. Рыженкова, А.Я. Гражданское право России. Часть 1. [Текст]/ А.Я. Рыженкова. -М.: Юрайт, 2018.
  5. Барзани М. Мустафа Барзани и курдское освободительное движение, 1931–1961 Масуд Барзани ; [пер. с курд. Хаурами ; под ред. М. С. Лазарева и Е. И. Васильевой]. – Санкт-Петербург :  Наука, 2016.
  6. Белов, В.А. Гражданское право. [Текст]/ В.А. Белов.- Юрайт, 2017.-1104

REFERENCES:

  1. Ivanova, E.V. Civil Law of Russia. [Text]/ E.V. Ivanova. — Moscow: Book World, 2017.
  2. Ioffe, O.S. Civil law. Selected works. [Text]/ O.S. Ioffe. — Moscow: Statut, 2016.
  3. Ryzhenkov, A. Civil law of Russia. Part 2.[Text]/A. Ryzhenkov. Yurait, kernel 2017.
  4. Ryzhenkov, A.Y. Civil law of Russia. Part 1. [Text]/ A.Ya. Ryzhenkova. -M.: Yurait, 2018.
  5. Barzani M. Mustafa Barzani and the Kurdish liberation movement, 1931-1961 Masoud Barzani ; [translated from Kurd. Haurami ; edited by M. S. Lazarev and E. I. Vasilyeva]. — St. Petersburg : Nauka, 2016.
  6. Belov, V.A. Civil law. [Text]/ V.A. Belov.-Urayt, 2017.-1104

 

[1] Иванова, Е.В. Гражданское право России. [Текст]/ Е.В. Иванова. — М.: Книжный мир, 2017.

[2] Иоффе, О.С. Гражданское право. Избранные труды. [Текст]/О.С. Иоффе. — М.: Статут, 2016.

[3] Рыженков, А. Гражданское право Росиии. Часть 2.[Текст]/А. Рыженков. Юрайт, ядро 2017.

[4] Рыженкова, А.Я. Гражданское право России. Часть 1. [Текст]/ А.Я. Рыженкова. -М.: Юрайт, 2018.

[5] Барзани М. Мустафа Барзани и курдское освободительное движение, 1931–1961 Масуд Барзани ;  [пер. с курд. Хаурами ;  под ред. М. С. Лазарева и Е. И. Васильевой]. – Санкт-Петербург :  Наука, 2016.

[6] Белов, В.А. Гражданское право. [Текст]/ В.А. Белов.- Юрайт, 2017.-1104